УП_УО_2022

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью,
приказ № 54 от 07.06.2022 года

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Ачитского городского округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
на 2022-2023 учебный год
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

д. Верх – Тиса
2022 год

Пояснительная записка к учебному плану
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2022 – 2023 учебный год
Учебный план для обучающихся, осваивающих адаптированную общеобразовательную программу
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработан на
основе следующих документов:
1.«Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 (с изменениями и
дополнениями);
2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
государственного образовательного стандарта образования с умственной отсталостью (далее – УО)
(интеллектуальными нарушениями)»
4 . Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля
2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ;
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ АГО «Верх – Тисинская
основная общеобразовательная школа»
Учебный план:
- фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам;
- определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
АОП школы предполагает 9-летний срок обучения – I – IV; V – IX классы.
Учебный год начинается и заканчивается в сроки, определённые календарным графиком.
Сроки каникул определяются образовательной организацией в соответствии с учебным планом и
требованиями СанПиН.
Продолжительность учебной недели – 5 дней, продолжительность урока - 40 мин.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Учебный план основной школы включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика (Русский язык, Чтение (Литературное чтение),
Математика (Математика, Информатика),
Естествознание (Природоведение, Биология, География),
Человек и общество (Мир истории, Основы социальной жизни, История Отечества),
Искусство (Музыка, Изобразительное искусство),
Физическая культура (Физическая культура),
Технология (Профильный труд).
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения
грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве
общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных
интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий,
чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение
лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета
Предметная область «Математика».
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и
др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни
Предметная область «Естествознание».
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и
климатических условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях,
существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие
активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и
неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение
биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например,
комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование
полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.

Предметная область «Человек и общество».
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой
жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи
и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление
простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в
предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в
жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на
территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и
независимость.
Предметная область «Искусство».
Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать
«красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному
восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных
качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии
с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технология».
Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора
доступной профессии.
Для изучения предмета Профильный труд выбран профиль Сельскохозяйственный труд. Данный
профиль выбран с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов школы.
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений в 9 классе
включен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Содержание коррекционно-развивающей
области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и
психокоррекционными) в соответствии с рекомендациями ПМПК. Индивидуально-групповые
коррекционные занятия проводятся во второй половине дня, их продолжительность зависит от
психофизических и возрастных особенностей обучающегося и может составлять от 15 до 40 минут.
Основные задачи реализации содержания:
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического
строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Организация занятий предполагается интегрировано с классом по предметам, совпадающим с
учебным планом класса, и индивидуально по предметам: «Русский язык», «Чтение (Литературное
чтение)»,»Математика», «Биология», «География», «История», «Профильный труд» - 9 кл., «Основы
социальной жизни» - 9 кл.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное) осуществляется совместно с классом по общему плану
внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности организуются во второй половине дня.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится - поурочно, по темам и по учебным
четвертям в форме устных и письменных ответов: домашние, проверочные, практические,
контрольные, творческие работы; отчёты о наблюдениях; тестирование; диктанты, защита проектов,
проверка техники чтения, выполнения нормативов по физической культуре и другое.
Периодичность и формы текущего контроля обучающихся (по темам, поурочного) определяет учитель
самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса,
содержанием адаптированной общеобразовательной программы, используемых образовательных
технологий.
Промежуточная аттестация проводится со второго класса.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу по итогам четвертей и
представляет собой среднее арифметическое оценок обучающегося по предмету в соответствии с
правилами математического округления.
Промежуточная аттестация по итогам года проводится в формах, определенных учебным планом, и
утвержденных Педагогическим советом.
Формы годовой промежуточной аттестации.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

предмет
Русский язык
Чтение
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Мир истории
Основы социальной
жизни
История Отечества
Изобразительное
искусство

12
13

Музыка
Физическая культура

14
15
16

Профильный труд
КБЖ/ ОБЖ
ОДНКНР

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Контрольное списывание
диктант
диктант
Комментированное чтение
Контрольная работа
Защита проекта
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
собеседование

собеседование
собеседование
Выставка работ
ИКР
Тестирование физической подготовленности
Собеседование
Собеседование
Тест
Защита
проекта

Тест

Учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Предметные области

Классы

Количество часов в неделю
IX
Всего

Учебные предметы

совмещенные

Не совмещенные

Обязательная часть
1. Язык
практика

и

речевая 1.1. Русский язык
1.2. Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание

3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География

4. Человек

4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной
жизни
4.3. История Отечества

5. Искусство

6.Физическая культура
7. Технологии
Итого

5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.1. Физическая культура
7.1. Профильный труд

3
3

1
1

4
4

3
1
2
2
0

0
0

3
1

0
0
2

2
2
2

0

2

-

-

2
-

-

2
1

0
7
30

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
ОБЖ
1
0
Итого
20
11
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
33
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
6
(коррекционные занятия)
3
Логопедические занятия
Психо-коррекционные занятия
ритмика

Внеурочная деятельность:

3
0
4

2
8
30
1
31

6
3
3
0
4

Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Предметные
области

Классы

Количество часов в год
IX

VIII

Учебные
предметы
совмещенные

не
совмещенные

совмещенные

Всего

не
совмещенные

Обязательная часть
1.
Язык
речевая
практика

и 1.1. Русский
язык
1.2. Чтение
(Литературное
чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2.
Информатика
3.
3.1. Природоведе
Естествознание ние
3.2. Биология
3.3. География
4. Человек

5. Искусство
6.Физическая
культура
7. Технологии
Итого

4.1. Мир истории
4.2. Основы
социальной
жизни
4.3. История
Отечества
5.1. Изобразител
ьное искусство
5.2. Музыка
6.1. Физическая
культура
7.1. Профильный
труд

102

34

102

34

68

68

102

34

102

0

102
34

-

68
68

68

34

34
-

-

34
-

34
34

34
34

68
68

0
0

-

-

-

-

136
136

68
0

68

0

68

68

34
-

34
-

68
-

0
-

--

68

0

68

0

68

68

204

238

34

204

510
510
850
170
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2040

ОБЖ
Итого
Максимально
допустимая
годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные
занятия)
Логопедические занятия
Психо-коррекционные занятия
ритмика

Внеурочная деятельность:

34

0

34

0

68

1054
1122

1054
1122

2108

204

204

416

102
102
0
4

102
102
0
4

204
204
0
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».