ДООП_ДЮП

1. Пояснительная записка
1.1 Характеристика образовательной программы,
ее место и роль в образовательном процессе
Актуальность программы. Данная программа разработана для детей - членов
Дружины юных пожарных образовательного учреждения по изучению основ пожарной
безопасности и в соответствии с Приказом Министерства по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Свердловской
области.
Ежегодно на территории области происходит огромное количество пожаров от
детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при
пожаре - это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими
элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём,
огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это
свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства
опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил
пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с
огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут
не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при
возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными
предметами.
Отличительная особенность программы. В этой связи свою значительную роль в
формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа.
Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной
безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности
является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях
совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных
задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Цель программы:
- повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;
- воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и
безопасность в окружающей среде;
- привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
1.
Обучение основам пожарной безопасности.
2.
Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.
3.
Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.
4.
Ознакомление с особенностями применения специальных средств пожаротушения.
Развивающие:
1.
Развитие организаторских способностей детей в процессе профилактической работы
по противопожарной безопасности.
2.
Развитие способности предвидеть и избегать возможности возникновения пожара.
3.
Развитие памяти, внимания и творческих способностей.
Воспитывающие:
1.
Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за
коллективное дело, дисциплинированности.
2.
Формирование навыков осторожного обращения с огнём.
3.
Воспитание толерантных отношений.
4.
Осуществление профилактической работы по противопожарной безопасности среди
детей.

Воспитание у школьников привычки осторожного обращения с огнем – это не только
средство предупреждения пожаров, но и прежде всего то, о чем никогда не должны забывать
взрослые: борьба за жизнь и здоровье наших детей. Осторожное обращение с огнем со
временем станет привычкой и сохранится на всю жизнь
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно
планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий;
отводится большое количество времени для
использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и
для творческой деятельности детей.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной
охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по
пожарно-спасательному спорту.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры,
тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует
помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными,
нудными и монотонными.
Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются
сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и
многие другие качества ребёнка.
Механизм и условия реализации программы
Адресат программы: Отряд ДЮП состоит из учащихся 8-9-ых классов.
Срок освоения программы: 34 недели.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем программы: 34 часа.
Режим занятий
Этапы образовательного процесса
Начало учебных занятий (периодов)
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация (при завершении изучения
программы)
Окончание учебных занятий (периодов)

2023-2024 учебный год
с 04 сентября 2023 г.
34
34
декабрь 2023 г.
май 2024 г.
25 мая 2024 г.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Наименование
п/п разделов

Количество часов
Всего
1

Теория
1

Практика
-

1

Раздел 1. Введение

2

Раздел 2. Становление
пожарного
дела
и
история
пожарной
охраны и добровольного
пожарного общества
Раздел 3. Профилактика
пожаров
Раздел 4. Аварийные
ситуации
Раздел
5. Огнетушители.
Раздел
6.
Люди
«огненной» профессии
Раздел 7. Доврачебная
медицинская подготовка
Раздел 8. Пожарноприкладной спорт.
Викторины.

6

5

1

7

6

1

2

1

1

3

2

1

5

4

1

6

2

4

3

1

2

1

1

-

Итого

34

20

13

3
4
5
6
7
8
9

Формы
промежуточной
аттестации (контроля)

Промежуточная
аттестация - тест
Итоговая аттестация тест

Реализация программы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом
и календарным учебным графиком.
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Введение. Знакомство с программой.
1.1. Вводное занятие.
Основная цель: Сформировать представления о «Дружине юных пожарных». Развивать
познавательный интерес к кружку, через понимание применения различных методов
наглядности (просмотр видео роликов). Уметь, используя различные источники информации.
Раздел 2 . Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного
пожарного общества.
Основная цель: История пожарной охраны и добровольного пожарного общества.
Основные понятия: В каком году была организована первая пожарная дружина? Из
скольких человек состояла первая дружина?
2.1 Опустошительные пожары на Древней Руси.
Основная цель: Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжелых бедствий.
Основные понятия: Как тушили пожары в России в 18 веке. Основная техника для борьбы с
огнем: ведро топоры, лопаты, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы.
2.2 Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.
Основная цель: Летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались
опустошительным пожарам.
Основные понятия: Причиняли неизмеримый материальный ущерб государству, в огне
ежегодно погибали тысячи людей.
2.3 История создания противопожарной службы.
Основная цель: С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в
них пожары. Ещё Великий князь ИВАН III, во главе царской дружины участвовавший в
тушении пожара Москвы в 1472 г. и проявивший себя, не смотря на тяжелые ожоги,
немедленно издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.

Основные понятия: В апреле 1649 г. выходит царский «Наказ о государственном благочии»,
установивший строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Историческая ценность
наказа. Основы профессиональной пожарной охраны.
2.4 Государственная противопожарная служба. Цель её создания.
Основная цель: Цель создания противопожарной службы. Структура: пожарные части,
государственный пожарный надзор.
Основные понятия: Организация и осуществление профилактики пожаров; Организация и
осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; Спасение
людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.
2.5 Добровольные пожарные формирования.
Основная цель: Медали “За отвагу”, “ За спасение погибавших”. Движение ДЮП в России.
Основные понятия: Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об
установлении Дня пожарной охраны”.
2.6 Экскурсия в пожарную часть.
Основная цель: Практическое занятие: знакомство с работой и деятельностью работников
пожарной части. Экскурсия по пожарной части.
Основные понятия: экскурсии помогают детям быстрее запомнить правила пожарной
безопасности.
Раздел 3. Профилактика пожаров.
3. 1 Профилактика пожаров.
Основная цель: Комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на
предотвращение пожара, органические его распространения, а также создание условий для
успешного тушения пожара.
Основные понятия: Пожарная безопасность, пожар, требования пожарной безопасности.
Основной задачей пожарной профилактики является исключение возникновения пожара.
3.2Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара.
Основная цель: Безусловным лидером в перечне причин, по которым возникают бытовые,
производственные или лесные пожары, было и остается неосторожное обращение с огнем.
Основные понятия: Бытовые пожары. Эксплуатация неисправных печей и электроприборов.
Пожары из-за детской шалости. Причины возгорание в жилище.
3.3 Анализ возникновения пожаров.
Основная цель: Пожарная безопасность объекта защиты.
Основные понятия: Пожарная безопасность. Требования пожарной безопасности.
3.4
Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с
открытым пламенем.
Основная цель: Не потушенная сигарета – причина пожара, ни в коем случае не бросайте
спички и окурки на поле.
Основные понятия: Пожар не возникает сам по себе. Как правило, его причина – людская
халатность и беспечность в обращении с огнем.
3.5 Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов.
Основная цель: Статистика пожаров показывает, что количество пожаров из-за нарушений
правил эксплуатации электроустановок резко возрастает.
Основные понятия: По какому назначению подразделяются электронагревательные
приборы?
3.6 Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети.
Основная цель: Перечень требований запрещающих правил пожарной безопасности при
эксплуатации действующих электроустановок?
Основные понятия: Прожекторы и софиты следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м
от горючих конструкций и материалов, а линзовые прожекторы – не менее 2м.
3.7Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.
Основная цель: Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме способы
прекращения пожаров.
Основные понятия: Почему нельзя пользоваться лифтом? Как надо вести себя при пожаре?
Чем можно потушить пожар?
Раздел 4. Аварийные ситуации.

4.1 Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств,
направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.
Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств
пожаротушения, внутренних пожарных кранов.
Основная цель: Система противопожарной защиты - совокупность
организационных мероприятий и технических средств,направленных на предотвращени
е воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от
него. Организационные мероприятия включают разработку мер
(правил)пожарной безопасности на предприятии (приказов, инструкции, положений и т. п.).
Основные понятия: Что в себя включает система пассивной противопожарной защиты. Что
в себя включает система предотвращения пожара?
4.2
Технические
и
автоматические
средства
противопожарной
защиты.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для
отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных
нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих
жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых и т.д.
Основная цель: Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре.
Основные понятия: семь правил поведения при пожаре, если вы не один:
1. Сначала надо сообщить о пожаре взрослым (родителям, учителю, соседям и др.)
2. Надо рассказать о точном месте пожара и что горит
3. Самому нельзя пытаться потушить сильный огонь
4. Главное при пожаре - не паниковать! Действовать чётко!
5. При себе надо всегда иметь носовой платок для защиты от дыма при выходе к свежему
воздуху. Дышать в дыму очень опасно!
6. Если пожар случился в школе, другом общественном месте, надо держаться рядом со
взрослыми (учителями) и своими одноклассниками, чётко выполнять указания взрослых и
пожарных.
7. После выхода из горящего посещения надо посмотреть, чтобы все одноклассники (братья,
сёстры) находились рядом. Если кого-то нет, сразу сообщить об этом взрослым, учителям.
Раздел 5. Огнетушители.
5.1 Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств
тушения пожаров.
Основная цель: Первичные средства пожаротушения – это устройства, инструменты и
материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной
стадии (огнетушители, внутренний пожарный кран, вода, песок, кошма, асбестовое полотно,
ведро, лопата и др.). Эти средства всегда должны быть наготове и, как говорится, под рукой.
Основные понятия: Первичные средства пожаротушения. Основной пожарный инвентарь.
5.2 История возникновения и развития огнетушащих средств.
Основная цель: Первое огнетушащее устройство было изобретено Захарией Грейлом, около
1715 года в Германии. Оно представляло собой деревянную бочку, заполненную 20 литрами
воды, оснащенную, также, небольшим количеством пороха и запалом. В случае пожара запал
поджигался, а бочку бросали или закатывали в очаг, где она взрывалась и тушила возгорание
своим содержимым. В Англии подобное устройство было изготовлено химиком Амброузом
Годфри в 1723 году.
Основные понятия: Химический. Огнетушитель Алана Крея. Пенный.
5.3 Классификация огнетушителей, область их применения.
Основная цель: Практическое занятие: Тренинги по освоению навыков использования
различных средств пожарного тушения в быту, школе и т.д.
Основные понятия: Главное предназначение любого современного типа огнетушителей –
это тушение огня с помощью подачи специального огнетушащего состава, который в
дальнейшем нами будет обозначаться аббревиатурой – ОТВ.
Раздел 6. Люди огненной профессии
Основная цель: Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно
прийти на помощь.

Основные понятия: Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире.
Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов "не могу". В любое время
суток, в любую погоду, в жару и сильный мороз, в любом состоянии и настроении он готов
идти в огонь и в воду. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет - это команда,
выезжающая на пожар. Название очень точное.
6.1 Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
Основная цель: Условия, в которых работает пожарный.
Основные понятия: Кто такой пожарный. Что опасного в работе пожарного?
6.2 Работа с пожарно-техническим вооружением.
Основная цель: Знакомство с пожарной автотехникой. По ГОСТ 12.2.047-86 так называют
комплектацию пожарных автомашин в зависимости от различного назначения, в которую
входят пожарное, спасательное оборудование, устройства индивидуальной защиты, ручной
инвентарь и механизированный инструмент.
Основные понятия: К пожарному оборудованию относят коммуникации для тушения
пожаров – рукавные линии, разветвления, а также средства для технического сервиса такого
оборудования.
6.3 Государственная противопожарная служба. Структура.
Основная цель: Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС России)
– это составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства от
пожаров.
Основные понятия: федеральная противопожарная служба. Противопожарная служба
субъектов Российской Федерации.
6.4 Встреча с сотрудниками пожарной охраны.
В рамках проведения профилактической работы по пропаганде и обеспечению пожарной
безопасности, обучения и совершенствования подготовки населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях.
Основная цель: Боевая одежда пожарного.
Основные понятия: боевая одежда пожарных БОП 1. Одежда пожарных БОП 2.
6.5 Средства спасения при работе пожарного.
Основная цель: Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных
узлов на время.
Основные понятия: Разновидность спасательных узлов. Вязка двойной спасательной петли.
Раздел 7. Доврачебная медицинская подготовка
Основная цель: Основы медицинской подготовки. Первая медицинская(доврачебная)
помощь представляет собой комплекс срочных мер, проводимых при травмах, ранениях или
внезапных заболеваниях в целях устранения угрожающих жизни явлений, предотвращения
возможных осложнений, облегчения
страданий и подготовки пострадавшего к
транспортировке в лечебное учреждение.
Основные понятия:
7.1 Доврачебная медицинская подготовка.
Основная цель: является обучение навыкам оказание первой помощи пострадавшим.
Учащиеся должны : знать, уметь, владеть навыками
Основные понятия: Последовательность оказание первой доврачебной помощи.
7.2 Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях.
Основная цель: Первая медицинская и доврачебная помощь включает в себя следующие
мероприятия: рекомендации по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.
Основные понятия: Первая медицинская помощь. В течении какого времени оказывается
помощь пострадавшему. Требование к персоналу при оказании доврачебной помощи.
7.3 Степени пожаров оказания помощи при ожогах.
Основная цель: Определение степени ожога. Удаление источника обжига.
Основные понятия: что такое ожог, шок? https://youtu.be/Be2LDB1zaLc Первая
доврачебная помощь при химических ожогах глаза
7.4 Отравления продуктами горения, оказание первой доврачебной помощи.
Основная цель: Первая помощь должна быть быстрой и квалифицированной.
Основные понятия: Первые признаки отравления угарным газом.
https://youtu.be/szj5Xtjc grs

7.5; 7.6 Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию первой
доврачебной помощи.
Основная цель: оказанию первой доврачебной помощи.
Основные понятия: Содержимое аптечки. Как определить отсутствие сознания и дыхания
пострадавшего.
Раздел 8 Пожарно-прикладной спорт
8.1; 8.2 Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов
спортивных разрядов.
Основная цель: Строевая подготовка.
Основные понятия: Общее сведения о соревнованиях ППС, виды и характер соревнований,
оценка результатов.
8.3 Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с
препятствиями; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.
Основная цель: изучение полосы препятствий.
Раздел 9. Итоговая аттестация – тест
Оценка своей работы.

№
п/п

Основное содержание
по темам

Учебно-тематический план
Виды деятельности

Формы
организации

Часы

1.

Вводное занятие
Инструктаж по
технике безопасности.

2

Становление
пожарного дела и
история пожарной
охраны и
добровольного
пожарного общества

3.

Профилактика
пожаров

4.

5.

6.

Беседа.

Беседа о планах работы дружины
юных пожарных. Выбор актива.
Знакомство с оборудованием кабинета
и необходимыми принадлежностями.
Инструктаж по технике безопасности
во время проведения занятий.

Выступление (доклад): Меры
пожарной безопасности при
Проверка эвакуационных выходов.
Изучение путей эвакуации.
Аварийные ситуации Выступления: Неосторожное
обращение с огнем. Неправильная
эксплуатация электросети. Шалость
детей с огнем. Неосторожность старших
при курении. Неосторожное обращение с
пиротехническими средствами.
Огнетушители.
Лекция: Огнетушитель химический
пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила
эксплуатации огнетушителей.
Люди «огненной»
Рисунки на темы «Огонь не игра»,
профессии
«Люди «огненной» профессии»

7.

Доврачебная
медицинская
подготовка

Выступление (доклад): Травмы,
полученные при пожарах.
Ожоги. Отравление угарным газом.
Поражение электрическим током.

8.

Пожарно-прикладной
спорт.

Выступление (доклад): Знакомство с
пожарной техникой. Работа пожарного
расчета.

9.

Итоги

Викторина «Знаешь ли ты?»

1

Круглый стол.
Интерактивная
викторина.

6

Устное сообщение.
Презентационное
сопровождение.

7

Инсценирование
аварийных
ситуаций.

2

Презентация.
Мини-доклады.

3

Презентация.
Деловая игра.
Творческая
деятельность
Компьютерная
презентация.
Выступления
учащихся

4

Изготовление
стенда «Уголок
пожарной
безопасности».
Участие в
соревнованиях
среди ДЮП.
Игра на
противопожарную
тему.

4

Итого

6

1

34

Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование

Дата
№п/п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

План

Факт

Тема
Становление пожарного дела и
история пожарной охраны и
добровольного пожарного общества
Вводное занятие Инструктаж по технике
безопасности.
Положение о ДЮП – цели, задачи, права
и обязанности членов дружины
Образование Дружин юных пожарных в
СССР.
Почетная профессия «Пожарный»
История развития пожарной охраны в
Древнем Риме.
История развития пожарной охраны в
Древней Руси. История пожарной охраны
в Свердловской области.
Профилактика пожаров
Основные правила пожарной
безопасности. Последствия пожаров
Действия при пожаре в квартире,
подъезде, соседней квартире
Пожар автомобиля, в гараже, на балконе
Лесные пожары.
Молния, защита
Способы прекращения пожаров.
Противопожарный режим в школе
Знаки пожарной безопасности и знаки
различия на касках пожарных
Электробезопасность. Виды пожаров
Аварийные ситуации
Пожарные извещатели. Охранно –
пожарная сигнализация.
Чрезвычайные ситуации в быту:
поражение током, утечка газа,
разрушение
Огнетушители.
Первичные средства пожаротушения.
Виды огнетушителей. Их применение.
Умение работать с огнетушителем при
возникновении пожара.
Люди огненной профессии
Профессия «пожарный»
Служба “01”.
Боевая одежда пожарного
Автотехника МЧС
Доврачебная медицинская подготовка
Поражение током. Оказание первой
помощи.
Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой
помощи.
Практикум. Оказание первой помощи
при поражении током и ожогах
Обморожение. Оказание первой помощи.

Количество
часов
6

1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1

28
29

30
31
32
33

34

Оказание первой помощи при отравлении
угарным газом
Практикум. Оказание первой помощи
при обморожениях и отравлении угарным
газом
Пожарно-прикладной спорт.
Пожарная эстафета
Ситуационные задачи
Игра «Спасатели»
Игра «Кто первый позвонит в пожарную»
Итоги
Викторина «Знаешь ли ты?» Обсуждение
викторины. Подведения итогов работы
кружка

1
1
4
1
1
1
1
1
1

Формы аттестации
Аттестация учащихся проводится согласно учебному плану образовательной
организации. Оценка уровня освоения дополнительной образовательной программы
проводится стартовый контроль, промежуточный, итоговый.
Входной контроль(стартовая диагностическая работа)осуществляется в начале
учебного года в форме тестирования для диагностики сформированности базовых
знаний, умений и навыков и УУД.
Промежуточный контроль(промежуточная диагностическая работа) провидится в
конце второй учебной четверти в форме тестирования.
Аттестация по оценке уровня освоения дополнительной общеразвивающей
программы проводится в конце учебного года в форме итогового тестирования.
Оценочные материалы
При оценивании уровня знаний по дополнительному образованию используется без
отметочная система оценивания. Объектами контроля по данным курсам являются
достижение каждым учеником уровня обязательной подготовки и глубина
сформированности учебных умений.
Высокий уровень (В) - учащийся освоил на 90-100% объём знаний, предусмотренных
образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень (С) - объём усвоенных знаний составляет 50-89%; сочетает специальную
терминологию с бытовой;
низкий уровень (Н) - учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных
образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины
По итогам аттестации учителем оформляется протокол.

Планируемые результаты
По окончании курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся
должны ЗНАТЬ:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнём,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при
отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
* главные исторические события становления пожарной

УМЕТЬ:
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* работать пожарным инвентарём;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного
спорта.

Личностные результаты:

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать;
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки;
- работать в группе;
- привитие чувства коллективизма;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, практической, творческой и других видов
деятельности.

Метапредметные результаты:

- вести диалог и выслушивать мнение другого;
- находит достоверные сведения в различных источниках информации;
- обобщать информацию и делать выводы;
- строить логические цепочки;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях;
- организовывать свою практическую деятельность в совершенствовании знаний
правил безопасного поведения в ЧС.

Предметные результаты:

- знание правил противопожарной безопасности в общеобразовательном
учреждении;
- основные направления, формы и методы работы ДЮП;
- причины пожаров;
- базовые знания правил поведения при пожаре;
- практические навыки пожаротушения в повседневной жизни;
- ведение диалога и разъяснительной работы по правилам безопасного поведения;
- осознание себя гражданином и патриотом России.
-

Материально-техническое обеспечение
1. Учебный класс для проведения теоретических занятий.
2. Спортзал.
3. Фотографии, видеофильмы, плакаты, рисунки.
4. Методическая литература.
Информационное обеспечение
презентации: «История создания пожарной охраны», «Задачи и обязанности членов
ДЮП», «История пожарной машины», «Знаки пожарной безопасности»,
«Огнетушитель» (устройство), «Схема эвакуации из здания» (детали), «Кто такой
пожарный?», «Отработка учащимися навыков пользования простейшими средствами
защиты органов дыхания».

Список литературы:
1.
Скрипник
Л.Ю. Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. Ь:Айриспрресс,2005.
2.
Павлова О.П., Попова Г.П. Пожарная безопасность.5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2006

3. Волонтерское движение школьников по профилактике пожароопасного поведения / под
редакцией М.В. Батуриной. - Орск: Издательство ОГТИ, 2009. - 67с.
4.
Т.А. Башкатова,
В.А.Зубченко,
В.П.Игошин,
Н.А.Соловьева,
Методические
рекомендации по организации ДЮП и изучению правил пожарной безопасности, Оренбург, 2003.
5.
Петина
М.М., Салдеева М.Н. Методическое пособие о работе с детьми по
предупреждению пожаров. Оренбург - 2006г.
6.
Хаванцев
В.Н., Чепурненко С.А., Карасев Д.В. Методическое пособие для проведения
занятий по правилам пожарной безопасности - Самара 2001.

Интернет-источники:
Интернет-сайты
1.
http://www.filolog41.ukoz.ru
2.
http://www.multiurok.ru
3.
http://www.videouroki.net
4.
http://5psy.ru
5.
www. centrdetki .ru

Приложение №1.
Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме способы
прекращения пожаров.

Задача 1. Вы находитесь в лесу с друзьями. Неожиданно вы видите дым и языки
пламени, которые лижут стволы и кроны деревьев. Ваши действия по сохранению
личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?
Ответ
Почувствовав запах гари, постараться определить местонахождение очага возгорания. Если
нет явной опасности для вашей жизни, постараться затушить огонь: заливать его из
ближайшего водоема, засыпать землей.
Использовать для тушения ветки деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5–2 м,
мокрую одежду, плотную ткань. Наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону
очага пожара, как бы сметая пламя; прижимать ветви при следующем ударе по этому же
месту и, поворачивая, охлаждать их таким образом.
Затаптывать небольшой огонь ногами, не давать ему перекинуться на стволы и кроны
деревьев.
При распространении огня по кронам деревьев валите не тронутые пожаром деревья на пути
огня кроной от места пожара.
(Собираясь в лес на отдых или турпоход, обязательно взять с собой топор, складную лопату,
ведро или большой пластиковый пакет).
Потушив небольшой пожар, не уходить, пока не будет точной уверенности, что огонь не
разгорится снова.
При сильном огне и ветре быстро покинуть опасную зону, двигаться наискосок против ветра
или поперечным курсом, чтобы не дышать дымом. Укрыть нос и рот мокрой тканью.
Сообщить в лесничество (администрацию территориального управления, полицию или
пожарную охрану) о месте пожара.
Если ваши неосторожные действия привели к возгоранию, приложить максимум усилий для
тушения огня, иначе вас могут оштрафовать на большую сумму.
Если горит торфяное болото, не пытаться его тушить, обойти стороной. Двигаться против
ветра так, чтобы дым не затруднял ориентирование. Внимательно осматривать и ощупывать
путь перед собой шестом или палкой. Горячая земля и идущий из-под нее дым показывают,
что пожар ушел под землю. Торф выгорает изнутри, образуя пустоты, в которые можно
провалиться, что приведет к гибели.
Задача 2. Находясь в сельской местности, вы увидели, что горит хлебное поле. Ваши
действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной
ситуации?
Ответ
Немедленно сообщить в лесничество, территориальную администрацию, полицию,
пожарную охрану о пожаре. Постараться, определив направление ветра и заняв безопасное
место, локализовать пожар.
Созревший хлеб горит очень быстро, перекидываясь с колоса на колос, поэтому для его
тушения рекомендуется косой, палкой или ногами сбивать колосья на землю на пути огня,
образуя полосу шириной 2–3 м и не допуская распространения огня поверху.
Сбивать огонь ветками, мокрой одеждой.
Прорыть вдоль кромки огня канаву глубиной 6–8 см и шириной 40–60 см.
Сгребать на пути огня солому, оставляя очищенную полосу шириной не менее 0,5 м.
Чтобы преградить путь огню, обычно роют канаву или проводят борозду на его пути.
Если в очаге пожара оказались машины, сельхозтехника, бочки с горючим, отойти подальше,
чтобы не пострадать от их взрыва.

Задача 3. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период вы почувствовали запах
дыма и поняли, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия по сохранению
личной безопасности в подобной ситуации?
Ответ

Нужно выходить из зоны лесного пожара навстречу ветру, используя для этого открытое
пространство, просеки, дороги, реки.
При необходимости, проходя через зону горения, следует использовать простейшие повязки,
платки, шарфы, чтобы уменьшить вероятность отравления продуктами горения.
Если загорелась одежда, нельзя бежать. Тушить ее необходимо водой или набрасыванием
брезента, одеяла. Лучше сбросить одежду или загасить ее, катаясь по земле.
Место отдыха и ночлега в случае необходимости устраивать не ближе 400 м от
локализованной части горевшей территории.

Приложение №2.
Разновидность спасательных узлов. Вязка двойной спасательной петли.

По команде «Двойную спасательную петлю — связать!» пожарный снимает чехол, достает
из центра смотанной в клубок веревки конец, делает три отмера в правую сторону на длину
разведенных рук, складывает отмеренную веревку вдвое, а затем вчетверо. Концы веревки и
одинарную петлю держит в левой руке, а двойную петлю в — правой. Затем кладет петли
веревки, удерживаемые в правой руке на предплечье левой руки, пропускает правую руку с
внешней стороны в петлю, образуемую концами веревок, удерживаемых в левой руке, и
петлями, перекинутыми через левую руку, берет правой рукой свисающие петли и потянув
их обратно затягивает узел. Получается три петли. Пожарный надевает 2 петли на ноги (по
одной на каждую), а третью — на шею спасаемого, коротким концом обвязывает спасаемого
по талии и фиксирует четыре веревки, находящиеся над центральным узлом и под ним,
узлами. Пожарные выполняют упражнение в крагах. Веревку держат снизу, за спиной. По
команде «Спасательную петлю — развязать!» действия пожарных производятся в порядке,
обратном порядку вязки двойной спасательной петли. Вязка петель для подъема пожарнотехнического оборудования. Пожарный с веревкой в чехле, одетом через плечо, находится на
этаже (крыше) здания. По команде «Спасательную веревку (указывается место сброса) —
размотать!» пожарный достает веревку из чехла, вынимает из середины клубка конец
веревки, закрепляет его за конструкцию и удерживая его в руке, сбрасывает веревку вниз.
Вязка двойной спасательной петли (1 способ) Пожарный вынимает из середины клубка
конец веревки и делает три отмера в левую строну на длину разведенных в стороны рук (Рис.
1). Складывает отмеренную веревку
вдвое (Рис. 2), а затем вчетверо.
Концы веревки и одинарную петлю
держит в правой руке, а двойную
петлю – в левой (Рис. 3). Кладет
двойную петлю на предплечье
правой руки (Рис. 4), пропускает
левую руку через концы веревок,
удерживаемых правой рукой и
находящихся на предплечье правой руки, берет левой рукой двойную петлю (Рис. 5),
протягивает ее вместе с правой рукой обратно и затягивает узел (Рис. 6).

Вязка двойной спасательной петли (2 способ)

Пожарный вынимает из середины клубка конец веревки и делает три отмера в правую строну
на длину разведенных в стороны рук, затем на отмеренную веревку наступает правой (левой)
ногой, после чего длинный и короткий концы веревки доводит до уровня груди (Рис. 7).
Перекладывает в левую руку сдвоенную петлю, на образовавшемся пучке веревки правой
рукой завязывает узел (Рис. 8) и затягивает его на уровне колена (Рис. 9). Команды:
«Спасательную петлю – связать», «Спасательную петлю – развязать».

Приложение №3

Итоговая аттестация – тест
Тест «История пожарной охраны и ВДПО».
1.В каком году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении
пожара Москвы издал указ о мерах пожарной безопасности в городе?
А. в 1472 году
Б. в 1618 году
В. в 1147 году
2.В период правления Александра I в Санкт-Петербурге была организована первая пожарная
команда:
А.в 1803 году
Б. в 1605 году
В. в 1435 году
3. Когда отмечается День пожарной охраны России?
А. 29 мая
Б.30 апреля
В. 30 июня
4.Что в старину вешали в центре деревень для оповещения о пожаре?
А. бревно
Б. гирю
В. рельсы
Г. ведро
5. Кого в старину называли «пожарниками»?
А. нищих крестьян, которые под видом погорельцев собирали подаяния.
Б. людей, которые первыми прибывали на пожар.
В. бойцов пожарной команды
6. Как называется профессиональный журнал пожарных?
А."Огонек"
Б. «Пожарное дело»
В. «Костер»
Г. «Пожарник»
7.Какая награда ждет героя, который во время пожара спас человека?
А. Орден Славы
Б. медаль “Спасатель”
В. медаль “За отвагу”
Г. Орден Мужества
8. В каком году появились первые организации Юных пожарных?
А. в 1910 году.
Б. в 1980 году
В. в 2000 году
9. Эмблема какой организации описана ниже?
«Эмблема имеет форму вытянутого вверх овального венка. Левая ветвь венка из лавровых
листьев, правая - из дубовых листьев. Верхняя часть ветвей не соприкасается. Левая и правая
ветви трижды переплетены лентой. Нижняя часть эмблемы переплетена лентой красного
цвета с надписью золотистого цвета. Средняя лента - синего цвета, а верхняя лента - белого
цвета. Внутри венка изображение каски пожарного на фоне двух перекрещенных пожарных
топоров. Сзади каски пожарного и пожарных топоров диаметрально снизу вверх расположен
факел с огнем красного цвета. Ветви венка и рукоять факела золотистого цвета, каска
пожарного, пожарные топоры золотистого или серебристого цвета».

А. МЧС России
Б. ПЧ 12
В. ВДПО
10. Что такое «потешный отряд»?
А. группа скоморохов на Руси, которая развлекала зевак на пожарах
Б. команда пожарных, передвигающаяся на красных телегах
В. первые дружины юных пожарных
11. Как расшифровывается ВДПО?
А. Всеобщая добровольная пожарная охрана
Б. Всероссийское добровольное пожарное общество
В. Всенародный детский пожарный отряд
12. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество,
относятся:
а) пламя и искры; тепловой поток; повышенная температура окружающей среды;
повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
пониженная концентрация кислорода; снижение видимости в дыму (ст.9 Федерального
закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях
пожарной
безопасности" (ред. от 29.07.2017)).
б) пламя и искры; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и
термического разложения.
в) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического
разложения; пониженная концентрация кислорода.
13. Пожарная опасность строительных, текстильных и кожевенных материалов
характеризуется следующими свойствами:
а) горючесть.
б) горючесть; воспламеняемость.
в) горючесть; воспламеняемость; способность распространения пламени по
поверхности; дымообразующая способность; токсичность продуктов горения (ст.13
Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности" (ред. от 29.07.2017)).
14. Противопожарный режим - это:
а) требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей.
б) требования пожарной безопасности, устанавливающие порядок организации
производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений
организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
в) требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей,
порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий,
сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения
пожарной безопасности (п.1 Правил противопожарного режима в Российской
Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О
противопожарном режиме") (ред. от 20.09.2016)).

Приложение 4

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
20 ___ /20 ___учебный год
Вид аттестации
Творческое объединение:
Образовательная программа и срок ее реализации:
Год обучения:
Кол-во учащихся в группе:
ФИО педагога:
Дата проведения аттестации:
Форма проведения:
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)

№

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ
Фамилия, имя ребенка
Высокий
Средний
уровень
уровень

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Всего аттестовано обучающихся ______________
Из них по результатам аттестации:
Высокий уровень ________ обучающихся
Средний уровень _________ обучающихся
Низкий уровень _________ обучающихся

Низкий
уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».