1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Верх-Тисинская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО педагогическом советом протокол № 1 от 30 августа 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «ВерхТисинская ООШ» _______________А.В. Куимов приказ № 87/1 от 30.08.2023г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ» Адресат: 14 - 15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Озорнина Людмила Витальевна, учитель, высшая квалификационная категория д. Верх – Тиса 2023 год 2 1.Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Проектная мастерская» составлена для обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы: ✓ Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; ✓ ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 287. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (с изменениями на 18 июля 2022 года). ✓ Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). Название программы: ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ Направленность: социально - гуманитарная Общий срок реализации программы – 1 год. Форма обучения: очная. Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю Продолжительность занятия – 40 минут Занятия по программе для учащихся 8 класса проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во втором полугодии, 17 часов в год. В 9 классе - занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в первом полугодии , 17 часов в год. Общее количество часов –34 часа. Форма организации: групповые и индивидуальные занятия. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Программа предусматривает приобретение ребятами новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставках. Основные виды творческих работ – это проектно-исследовательские работы на различные темы. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Развитие у обучающихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в образовательных учреждениях 3 есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Новизна курса «Проектная мастерская» заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Таким образом, программа содействует самовыражению личности каждого ребёнка через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на духовное и предпрофессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности над проектом созданию задуманного продукта, его презентации, разработки проекта. Цель: Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Задачи: Обучающие: -познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности. Развивающие: -формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и 4 систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. Воспитательные: -способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя. Общая характеристика учебного курса Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. 5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. -сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; -сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; -сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 6 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов по предмету является защита итогового индивидуального проекта. Особенности оценки индивидуального проекта Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Требования к содержанию и направленности проекта Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 7 Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) обязательно письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. Требования к защите проекта Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. 8 Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. 9 Содержание учебного курса 8 класс (17 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности (3 ч) Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Проблема и обстоятельства.. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Модуль 2: Работа с каталогами (1 ч) Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный каталог. Модуль 3: Работа со справочной литературой (1 ч) Виды справочной литературы. Составление тезауруса. Модуль 4: Способы первичной обработки информации (6 ч) Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с макркированием». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта. Модуль 5: Выступление (4 ч) Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией. Защита проекта. Модуль 6: Ведение дискуссии (2 ч) Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. 10 9 класс (17 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: Методы сбора данных (4 часов) Тема 1. Общая характеристика опросных методов (1 ч) Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Роль и значение мотивации к участию в опросе. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции. Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов. Тема 2. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации (1 ч) Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса. Тема 3. Специфические особенности интервью как опросного метода (1 ч) Специфические особенности интервью. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью. Тема 4. Статистические методы (1 ч) Статистика. 7 методов статистического анализа, который может применять каждый. Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление ( 4 часа) Тема 1. Ораторское искусство (1 ч) Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи. 8 приемов как удержать аудиторию. Тема 2. Создание текста (1 ч) Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Тема 3. Риторические приемы выступления (1 ч) Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории. Тема 4. Работа с вопросами (1 ч) Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа. 11 Модуль 3: Регулирование конфликтов (4 часа) Осознание участниками общения ситуации возникновения конфликта. Познание себя. Исследование своих ценностей и убеждений, их формирование и соотношение с конфликтом. Автопортрет. Позитивные суждения о себе. Общение. Эффективные методы общения. Формы вербального и невербального общения. Барьеры общения. Стереотипы. Корни и последствия конфликтов. Потребности, убеждения, ценности участников конфликта. Пятиступенчатая стратегия регулирования конфликта. Модель «победить приоритетность своих потребностей». Моральные дилеммы. Соотношение прав и обязанностей. Модуль 4: Основы личного менеджмента (5 часов) Тема 1: Time-management и эффективность (3 ч) Время как ресурс. Планирование. Способы оформления. Ежедневник, как способ организации дел. Ошибки планирования. Брайан Трейси: лекции о самоорганизации. Тема 2: Самопознание и саморазвитие (2 ч) Психология личности. Пирамида ценностей А.Маслоу. Диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник. Тест на тип личности по Майерс-Бриггс (MBTI). 12 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем КолХарактеристика основных видов во деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности (3 ч) Выбор темы исследования. Анализ и 1 2синтез. 1Уметь распознавать ситуацию по ее признакам, характеризовать Цели и задачи исследования. желаемую ситуацию. Уметь Мыслительные операции. 1 2Практика. Анкетирование. Эксперимент. обозначать проблему, 1 формулировать цель на основании проблемы, формировать план Методы исследования. Сбор материала деятельности. 1 для исследования. Модуль 2: Работа с каталогами (1 ч) Получить представление о структуре каталогов, об оформлении карточки в каталоге и Каталог. Составление каталогов. Поиск о способах получения информации информации. 4 1из карточки. Уметь само Карточный и электронный каталог. 1 Поисковые системы. Оформление стоятельно работать с каталогами в запросов. библиотеке. В том числе с электронными. Уметь пользоваться каталогами. Модуль 3: Работа со справочной литературой ( 1 ч) Получить представление о структурировании информации в справочной литературе; получить опыт работы со справочной литературой, поиска информационных лакун, отбора 1 5Виды справочной литературы. 1информации в соответствии с Составление тезауруса. необходимостью заполнить информационные лакуны; находить информацию в справочной литературе; сопоставлять информацию из разных источников. Модуль 4: Способы первичной обработки информации (6 ч) 13 6Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с маркированием». Организация информации с помощью денотатного графа , интеллект-карты … Коллаж. Работа с терминами и понятиями. Способы первичной обработки информации. Уметь актуализировать имеющиеся 6 1знания по теме; различать новую и известную информацию; определять противоречия между 7 1 имеющейся и новой информацией; определять 8 1 9 1 отсутствие или недостаток информации; излагать 10 1 информацию с помощью ключевых слов; задавать вопросы; представлять информацию в 11 Оформление введения проекта. 1 табличной форме. Модуль 5: Выступление ( 4 ч) 1Планирование публичного выступления. 1 Планировать и управлять своей 12 Отбор примеров для выступления. 1познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения Систематизация информационного 1 1 осуществлять выбор материала. 1целей, 13 конструктивных стратегий в Подготовка доклада к выступлению. трудных ситуациях, уметь ясно 1Подготовка доклада к выступлению. 1 и оформлять 14 Взаимодействие с аудиторией 1излагать выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 15 Защита проекта. 1 16 17 1 Модуль 6: Ведение дискуссии (2 ч) Уметь включаться в переговоры Дискуссия – как основной вид 1 относительно процедур коммуникации. совместной деятельности, задач, способов командной работы; обозначать затруднения в Активное слушание. Вопросы. командной работе и обращаться за Аргументация. Упражнение 1 помощью (если не способны сами Джефферсона. устранить затруднения); разделять ответственность в процессе коллективного труда. 14 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Кол- Характеристика основных видов деятельности обучаюво Наименование разделов и тем щегося (на уровне учебных действий) Модуль 1: Методы сбора данных (4 ч) Получить представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех Анкетирование, как метод сбора или иных методов; получить опыт 1 первичной информации создания положительной мотивации к участию в опросе, Специфические особенности интервью проведения анкетного опроса; 1 как опросного метода отбора респондентов; научиться различать разные виды вопросов; Статистические методы. 7 методов выбирать необходимые виды статистического анализа, который 1 вопросов в зависимости от цели может применять каждый. сбора информации. Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление (4 ч) Общая характеристика опросных методов 1 Получить опыт работы с различно настроенной аудиторией; работы с вопросами различного типа; группового взаимодействия в Создание текста. 1 процессе подготовки и проведения публичного выступления; Риторические приемы выступления. 1 самопрезентации; рефлексии себя как говорящего и слушающего. Освоить на практике приемы эффективного взаимодействия с Работа с вопросами. 1 аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа. Модуль 3: Регулирование конфликтов ( 4 ч) Ораторское искусство. 1 Конфликтология, как наука. Эффективные методы общения. Моральные дилеммы. 1 Формы вербального и невербального общения. Барьеры общения. Стереотипы. Корни и последствия конфликтов. 1 Потребности, убеждения, участников конфликта. ценности 1 1 Получить опыт определения и разрешения противоречий, возникающих в ходе общения;использовать ресурсов других людей для достижения собственных целей; согласовать интересы в совместном действии; разрабатывать стратегии разрешения конфликта; освоить способы поведения в 15 12 13 14 15 16 17 конфликтной ситуации, регулирования конфликтов; примеПятиступенчатая стратегия 1 нить полученные навыки в ходе регулирования конфликта. Модель разрешения конфликтной «победить приоритетность своих ситуации, смоделированной потребностей». учителем. Модуль 4: Основы личного менеджмента (5 ч) Понимать значимость 1 Защита проекта 1 таймменеджмента в организации деятельности. Уметь планировать Время как ресурс. Ежедневник, как личную деятельность. Получить способ организации дел. Ошибки 1 опыт самоанализа, пройдя планирования. тестирования по различным Планирование. Способы оформления. 1 аспектам личностной составляющей. Понимать 1 Брайан Трейси: лекции о основные принципы формирования 1 самоорганизации. личных взглядов и системы Психология личности. Пирамида ценностей. 1 ценностей А.Маслоу. Литература, используемая в процессе разработки программы 1.Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). Литература, рекомендованная обучающимся и родителям 1. Савенков Л.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Практика административной работы. 2004 г. № 5. 2. Савенков Л.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Исследовательская работа школьников. 2004 г. № 1. 3. Новикова, О.В. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием внешних ресурсов школы / О. В. Новикова, Н. С. Прибылова // Методист. - 2015.-№8. Аннотация Кружок «Проектная мастерская» предназначен для изучения теоретического материала. Модульный подход к представлению материала позволит учащимся освоить все этапы исследовательской деятельности и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы комиссии или на конференции, конкурсе или выставке. В процессе освоения данного курса школь ники научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач и достижения желаемого результата. Кружок адресован обучающимся 8 – 9 классов . 16