УП_АОП_2025-2026

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского муниципального округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
директор МКОУ АМО "Верх Тисинская ООШ"
Куимов А.В.
Приказ № 61/1 от 06.06.2025

Протокол № 7 от 06.06.2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью)
(Вариант 1)
2025 – 2026 учебный год

д. Верх - Тиса, Свердловская область 2025 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МКОУ АМО «Верх - Тисинская ООШ» (далее - Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план является частью адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) (Вариант 1) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Верх - Тисинская основная общеобразовательная школа».
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) составлен на основе
следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (с изменениями на 30 декабря 2022 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г.
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена
приказом Министерством Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ» от 17 июля 2024 г. N 495
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2024 г. N 79163);
Учебный план МКОУ АМО «Верх - Тисинская ООШ», реализующей АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебный планы МКОУ
АМО «Верх - Тисинская ООШ» представлен в варианте 1 - V-IX классы (5 лет).
2

Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с V по IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на 2
этапе обучения (V - IX класс).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область.
Предметные области
Учебные предметы
Язык и речевая практика
Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
2. Математика
Математика
Информатика
3. Естествознание
Природоведение
Биология
4. Человек и общество
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование
(изобразительное искусство)
6. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

7. Технология

Труд (технология)

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
- ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА Русский язык
3

- Содержание программы по «Русскому языку» составляют два раздела: «Грамматика,
правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность
является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
- Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативноречевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
- Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений;
- ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
- ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов;
- ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных
и научно-познавательных текстов;
- ― развитие положительных качеств и свойств личности.
- Чтение (Литературное чтение)
Содержание «Чтения» (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка,
былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и
зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и
научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины,
об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть,
правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины ,легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
▪ литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение),автобиография писателя;
• присказка, зачин, диалог, произведение;
• герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
• элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей.
Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный
пересказ произведения или его части по плану.
- Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или
с помощью учителя).
- МАТЕМАТИКА Математика
- «Математика» в 5-9 классах является логическим продолжением изучения этого предмета в
дополнительном первом классе и I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на
4

-

-

-

-

-

предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный
переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому
изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании
жизненных компетенций.
В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие задачи:
― дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для
решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной
жизни;
― коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
― воспитание положительных качеств и свойств личности.
Информатика
«Информатика» изучается в 7-9 классах. В результате изучения курса информатики у учащихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются представления,
знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном
обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами
икт, необходимыми для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики способствует коррекции и развитию
познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода,
вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему
устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма,
пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение
безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим
устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов.
Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD и
POWERPOINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в
компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных
носителях.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Природоведение
«Природоведение» изучается в 5-6 классе и является продолжением курса «Мир природы и
человека», изучаемого в 1-4 классах. Природоведение обобщает знания о природе, осуществляет
переход от первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим
знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля»,
«Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек»
Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению
систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы
формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе,
знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными
изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья
человека.
Биология
Программа по биологии изучается в 7-9 классах, продолжает вводный курс «Природоведение»,
при изучении которого учащиеся в 5-6 классах, получат элементарную естественно-научную
подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность
5

биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению
обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными
ценностями.
Изучение биологического материала в старших классах позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и
подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у
обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью
человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять
природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из местных
(региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ,
демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более
целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету,
а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в 5-6 классах и
узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые тела,
получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании
воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (7
класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их
произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены
практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму»,
«Лекарственные растения» и др. В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено
изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной
деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской
местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические
требования к их содержанию и др.).
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные
системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных
функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение,
дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть
живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу
включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с
распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию
практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует
уделять больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
• формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и
жизни растений, животных, организма человека его здоровье;
• показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода
за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать
умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем; ― формировать навыки правильного поведения в
природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно6

гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа
жизни;
• развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинноследственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции.
География
«География» изучается с 6 класса. География — учебный предмет, синтезирующий многие
компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание
разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими,
социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся
осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии —сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, формирование умений и навыков
использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации использования географической карты для получения географической
информации.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной
деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Основы социальной жизни Учебный предмет «Основы социальной жизни» изучается с 5 по 9
класс, имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением
домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с
использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Мир истории
Предмет «Мир истории» изучается в 6 классе. В основу изучения предмета «Мир истории»
положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных
примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации.
7

Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических
функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса «История Отечества» в 7-9 классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на
различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и
«историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
25
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие
выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
История Отечества
Предмет «История Отечества» изучается в 7-9 классах и играет важную роль в процессе развития
и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма
и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических
функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
― овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические
эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;
― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания
мира и самопознания.
― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; ― воспитание
гражданственности и толерантности; ― коррекция и развитие познавательных психических
процессов.
ИСКУССТВО Рисование (изобразительное искусство)
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» изучается в 5 классе и является продолжением
курса, изучаемого в 1-4 классах. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем
развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
8

развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения
в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие
умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные
задачи изучения предмета:
• Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
• Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса.
• Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
• Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
• Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
• Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование
и работа в нетрадиционных техниках.
• Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке).
• Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
• Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры
и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
• Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
• Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности («коллективное рисование», «коллективная
аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
контролировать свои действия развитии аналитических
способностей,
умений
сравнивать, обобщать
последовательно
выполнять рисунок,
аппликацию, лепку предмета
коррекции
ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Музыка
Предмет «Музыка» продолжается в 5 классе. Коррекционная направленность учебного предмета
«Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной
дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на
принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Содержание учебного предмета
9

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами
музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты,
игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала
уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Адаптивная физическая культура
Программа по «Адаптивной физической культуре» для обучающихся 5-9 классов является
логическим продолжением соответствующей учебной программы дополнительного первого и I—
IV классов.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений
развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры: ― воспитание интереса к физической
культуре и спорту; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной
и
др.) подготовкой в соответствии
с
возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения,
предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия,
стереотипии и др.)в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической
подготовке.
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика»,
«Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из
разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический
материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им
также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической
культуры, которые имеют самостоятельное значение.
ТЕХНОЛОГИЯ Труд (технология)
Программа по «Труду (технологии)» в 5-9 классах определяет содержание и уровень основных
знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных
материалов, в связи с чем определены профили трудовой подготовки: «Столярное дело»,
«Слесарное дело», «Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего
обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный
труд». Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах
организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне
зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов
используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов
(природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда приспособления, станки
и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
28
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество
и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные
профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных
10

трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение
элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ).
Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося и
предусматривает:
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений представлена
учебными предметами, изучаемыми в 5-9 классах:
«Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР)
Курс «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) изучается в 8-9 классах. Цель изучения
ОБЗР – формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, общих представлений о защите Отечества.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающейся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 6 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающейся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающейся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 6 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
11

учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Обучающихся с умственной отсталостью, которые получают инклюзивное образование, в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, обеспечиваются тьюторской поддержкой.
Срок обучения по АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) составляет – 9 лет.

12

Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант I)
V-IX классы
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
Учебные предметы
V
VI VII VIII IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
4
20
практика
Чтение (Литературное
4
4
4
4
4
20
чтение)
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
1
1
1
3
3. Естествознание
Природоведение
2
2
4
Биология
2
2
2
6
4. Человек и общество География
2
2
2
2
8
Основы социальной
2
2
2
2
2
10
жизни
Мир истории
2
2
История Отечества
2
2
2
6
5. Искусство
Музыка
1
1
Рисование
2
2
(изобразительное
искусство)
6. Физическая
Адаптивная физическая 2
2
2
2
2
10
культура
культура
7. Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
Итого по обязательной части
27
28
29
29
29
142
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками
2
2
1
1
1
7
образовательных отношений:
Основы безопасности и защиты Родины
1
1
1
ИТОГО
30
Максимально допустимая годовая нагрузка
29
30
30
30
30
149
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
2
2
2
Развитие психомоторики и сенсорных
2
2
2
процессов
Коррекционно-развивающие занятия по
1
1
1
русскому языку
Коррекционно-развивающие занятия по
1
1
1
математике

13

Итого по коррекционным занятиям
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1
1
Россия - мои горизонты
1
Практикум по русскому языку
Проектная мастерская
Итого часов внеурочной деятельности
Недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)

14

1
1

6

6

6

1
1

1
1
1
0,5
3,5

1
1
1
1
4

40

40

159

Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант I)
V-IX классы
на 2025-2026 учебный год
Количество часов
Предметные области
Класс
Всего
IX
с классом индивидуально
Учебные предметы
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество

5. Искусство

6. Физическая
культура
7. Технология

Обязательная часть
Русский язык
Чтение (Литературное
чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
Рисование
(изобразительное искусство)
Адаптивная физическая
культура
Труд (технология)

3
3

1
1

4
4

3
1

3
1

2
2
0

2
2
2

2

2

2

2

2

1
19

6
10

7

Итого по обязательной части
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

29

Основы безопасности и защиты Родины
Итого к тарификации
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

1

15

1
20

0
10
30

Годовой учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
V-IX классы
на 2025-2026 учебный год
Предметные
Класс
Количество часов
Всего
области
Учебные предметы
V
VI
VII VIII IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
136 136 136 136 136
680
практика
Чтение (Литературное
136 136 136 136 136
680
чтение)
2. Математика
Математика
136 136 102 102 102
578
Информатика
34
34
34
102
3. Естествознание
Природоведение
68
68
136
Биология
68
68
68
204
4. Человек и
География
68
68
68
68
272
общество
Основы социальной
68
68
68
68
68
340
жизни
Мир истории
68
68
История Отечества
68
68
68
204
5. Искусство
Музыка
34
34
Рисование
68
(изобразительное
68
искусство)
6. Физическая
Адаптивная физическая
68
68
68
68
68
340
культура
культура
7. Технология
Труд (технология)
204 204 238 238 238
1122
Итого
918 952 986 986 986
4828
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть, формируемая участниками
68
68
34
34
34
238
образовательных отношений:
Основы безопасности и защиты Родины
34
34
Максимально допустимая годовая нагрузка
986 1020 1020 1020 1020 5066
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
34
34
34
68
34
170
Развитие психомоторики и сенсорных
68
68
68
68
68
340
процессов
Коррекционно-развивающие занятия по
34
34
34
34
34
170
русскому языку
Коррекционно-развивающие занятия по
34
34
34
34
34
170
математике
Итого по коррекционным занятиям
204 204 204 204 204
1020
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
34
34
34
34
34
170

16

Россия - мои горизонты
Практикум по русскому языку
Проектная мастерская
Итого часов внеурочной деятельности
Недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

-

34

34

34

34
34
34
136

136
34
34
442

34

68

102

136

1292 1326 1326 1292 1292

6528

*В 2025 -2026 учебном году обучение по адаптированной образовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью вариант I проходит в 9 классе в МКОУ АМО
«Верх – Тисинская ООШ».

17

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Промежуточная аттестация, включающая в себя тестирование и контрольные работы подразделяется
на:
• текущую - оценивание результатов освоения программы учащимися по
четвертям;
• годовую - по результатам освоения программы учащимися за учебный год.
Промежуточной аттестации подлежат учащиеся, обучающиеся по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Содержание работ промежуточной аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся,
учебного материала, используемых им образовательных технологий.
Промежуточная аттестация включает в себя проверку:
- по чтению на начало и конец учебного года:
➢ техника чтения для учащихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью;
- по русскому языку по четвертям:
➢ контрольная работа для учащихся 5-9 классов с легкой умственной
отсталостью;
- по математике по четвертям:
➢ контрольная работа для учащихся 2-9 классов с легкой умственной
отсталостью;
- по технологии по четвертям:
➢ тестирование для учащихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью.
➢ оценка выполненного изделия
Согласно требованиям ФГОС УО по завершению реализации АООП в 9 классе проводится итоговая
аттестация в форме двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского
языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и (или) «незачет».

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».