Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
приказ № 49 от 07.06.2021 года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас»
по направлению «Общеинтеллектуальное»
1- 4 классы
д. Верх - Тиса
1
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Геометрия вокруг нас» составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации (редакция от 23.07.2013)»; Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)/ Приказ министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373«Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от
18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507); Примерной
основной
образовательной
программы
начального
общего образования.
Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15; авторской программы Волковой С.И. «Геометрия вокруг нас»
Срок реализации программы – четыре года.
Периодичность проведения занятий – 1 раза в неделю.
Количество занятий в год – в 1 классе 33 часа, во 2, 3, 4 классах по 34 часа.
Итого на уровне начального общего образования - 135 часов.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
С.И.Волкова. Геометрия вокруг нас.1-2 классы. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - М.: Просвещение, 2020
С.И.Волкова. Геометрия вокруг нас.3-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - М.: Просвещение, 2020
2
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по
общеинтеллектуальному направлению «Геометрия вокруг нас»
Личностные результаты:
• будут сформированы расширенные знания и представления о геометрических
понятиях и способах действий в познании окружающего мира средствами
математики;
• будут сформированы начальные представления о целостности окружающего мира,
об органичном единстве его количественных и пространственных отношений;
• будут сформированы начальные представления о связи геометрических с объектами
и явлениями действительности;
• более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов
решения задач, к применению исследовательских методов познания;
• повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать смысл поставленной задачи, предложенной в словесной, табличной или
графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при
представлении задания в занимательной форме;
• составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные
действия и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;
• оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в
работе кружка;
• проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в
индивидуальной работе, так и в работе в паре, в группе.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;
• анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, проводить
классификацию различных объектов по разным признакам;
• находить несколько способов решения учебной задачи, отражать их в
графической форме;
• использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при
решении задач практического и прикладного содержания;
• искать и находить способы решения нестандартных задач;
• применять способы выполнения заданий занимательного содержания
(лабиринты, кроссворды, ребусы);
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• работать в коллективе;
• уметь выслушивать и оценивать различные предложения по способу решения
поставленной задачи, аргументированно формулировать и отстаивать своё
предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и
контрпримеры.
Предметные результаты:
Используя циркуль и линейку обучающийся научится:
• чертить отрезок , равный данному;
• делить пополам заданный отрезок;
• строить треугольник по трём сторонам;
• изготавливать модель правильной треугольной пирамиды.
3
На нелинованной бумаге:
• чертить прямоугольник, используя чертёжный треугольник;
• чертить прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;
• чертить прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;
• делить окружность (круг) на 6и 12 равных частей;
• чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность;
на клетчатой бумаге:
• чертить развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;
• чертить фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;
• восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;
• изготавливать
модели:
прямого
угла,
квадрата,
прямоугольного
параллелепипеда, куба, правильной треугольной пирамиды;
• изготавливать модели предметов быта, имеющих форму: прямоугольника,
круга, прямоугольного параллелепипеда;
• чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника, квадрата,
правильного треугольника, правильного шестиугольника);
• чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков, букв, цифр;
решать нестандартные задачи на:
• преобразование фигуры по заданным условиям;
• деление фигуры на заданные части;
• составление фигуры из заданных частей, а также с выбором нужных частей из
нескольких заданных.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас».
Содержание курса «Геометрия вокруг
нас».
Точка. Линия.
Кривая линия. Прямая линия. Линии
замкнутые и незамкнутые. Точки пересечения
линий. Вычерчивание прямой с помощью
линейки. Свойства прямой.
Отрезок. Отличие отрезка от прямой.
Вычерчивание отрезка по линейке. Сравнение
отрезков по длине (на глаз, наложением, с
помощью мерки).
Взаимное
расположение
отрезков
на
плоскости. Отрезки, расположенные на
плоскости
вертикально,
горизонтально,
наклонно.
Луч. Вычерчивание луча по линейке. Отличие
луча от отрезка, от прямой. Обозначение
геометрических фигур буквами.
Длина отрезка. Единицы длины: сантиметр,
дециметр, соотношение между сантиметром и
дециметром. Измерение длин отрезков.
Вычерчивание отрезков заданной длины.
Формы организации занятий
Беседа педагога.
Комплексные занятия- выполнение заданий
вида:
- учебно-тренировочного (вычерчивание
прямой, отрезка, луча, ломаной);
-познавательного (изучение нового, решение
логических и нестандартных задач);
-практического (моделирование прямой,
прямого угла, ломаной);
-занимательного (лабиринты, узоры,
геометрия листа клетчатой бумаги).
4
Геометрическая сумма и разность двух
отрезков.
Деление отрезка пополам с использованием
циркуля и линейки без делений.
Геометрическая фигура угол. Виды углов:
прямой, тупой, острый, развёрнутый. Модель
прямого угла.
Ломаная. Вершина, звено ломаной. Замкнутые
и незамкнутые ломаные. Длина ломаной.
Примеры линий разного вида из окружающей
действительности.
Многоугольник.
Многоугольник- замкнутая ломаная. Углы,
стороны, вершины многоугольника. Виды
многоугольников:
треугольник,
четырёхугольник,
пятиугольник,
шестиугольник и др. Прямоугольник. Квадрат.
Противоположные стороны прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной
бумаге
с
использованием
чертёжного
треугольника.
Диагонали прямоугольника (квадрата) и их
свойства.
Построение
прямоугольника
(квадрата) на нелинованной бумаге с
использованием свойств его диагоналей.
Треугольник. Соотношение длин сторон
треугольника. Виды треугольников по
соотношению длин сторон: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Виды
треугольников
по
углам:
прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный.
Построение треугольника по трём сторонам с
использованием циркуля и линейки без
делений
Периметр
многоугольника.
Периметр
прямоугольника,
квадрата.
Площадь
прямоугольника, квадрата.
Окружность, круг.
Центр, радиус, диаметр окружности. Взаимное
расположение окружностей на плоскости.
Взаимное расположение на плоскости
окружностей и многоугольников. Взаимное
расположение на плоскости окружности и
прямоугольника (квадрата). Прямоугольник
(квадрат), вписанный в окружность.
Деление окружности на 6, 12 равных частей.
Вписанный в окружность треугольник,
шестиугольник.
Геометрические тела.
Прямоугольный
параллелепипед.
Грани,
рёбра,
вершины
прямоугольного
параллелепипеда. Свойства граней и рёбер
Комплексные занятия- выполнение заданий
вида:
-учебно- тренировочного (вычерчивание
прямоугольника, квадрата на клетчатой и на
нелинованной бумаге; в том числе с
использованием свойств диагоналей
прямоугольника, квадрата; построение
треугольника по трём сторонам);
- познавательного (изучение нового, решение
логических задач, решение нестандартных
задач на преобразование фигур, деление
фигур на части, составление фигур из
заданных частей);
-практического (моделирование квадрата,
изготовление аппликаций);
-исследовательского (установление
соотношения между длинами сторон
треугольника);
-занимательного (лабиринты, узоры,
геометрия листа клетчатой бумаги, ребусы);
-игрового (игры со счётными палочками, игры
«Геометрическая мозаика», «Танграм»,
«Монгольская игра»).
Комплексные занятия- выполнение заданий
вида:
-учебно-тренировочного (вычерчивание
окружности, круга; деление окружности на 6,
12 равных частей);
-познавательного (изучение нового, решение
логических задач, решение нестандартных
задач, задач прикладного характера);
-занимательного (решение ребусов).
Беседа педагога.
Комплексные занятия- выполнение заданий
вида:
-учебно-тренировочного ( вычерчивание
развёртки прямоугольного параллелепипеда,
куба);
5
прямоугольного параллелепипеда. Развёртка
прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани,
рёбра, вершины куба. Свойство граней и рёбер
куба. Развёртка куба. Построение модели
прямоугольного параллелепипеда (куба).
Изготовление
моделей
прямоугольного
параллелепипеда (куба) разными способами.
Изготовление моделей объектов, имеющих
форму прямоугольного параллелепипеда.
Треугольная
правильная
пирамида.
Построение
правильной
треугольной
пирамиды
сплетением двух полос, разделённых на 4
равных равносторонних треугольника.
Шар. Сфера. Цилиндр.
Осевая симметрия.
Геометрические фигуры и объекты, имеющих
одну, две, четыре и более осей симметрии. Оси
симметрии
прямоугольника,
квадрата,
окружности (круга). Равенство
фигур.
Восстановление рисунка всего предмета по
рисунку его половины, заданной на клетчатой
бумаге.
Вычерчивание
объектов,
симметричных
заданным,
относительно
данной оси симметрии.
-практического (изготовление моделей
прямоугольного параллелепипеда, куба,
правильной треугольной пирамиды,
предметов быта, игрушек);
- познавательного (изучение нового, решение
логических задач, решение нестандартных
задач);
-занимательного (ребусы, геометрические
кроссворды).
Беседа педагога.
Комплексные занятия- выполнение заданий
вида:
- учебно-тренировочного (вычерчивание
фигур, симметричных заданным;
вычерчивание осей симметрии фигур и
симметричных предметов, знаков, букв):
- познавательного (изучение нового, решение
логических задач, решение нестандартных
задач);
-занимательного (ребусы).
6
Календарно-тематическое планирование
1-й год обучения
№ урокап/п
1
Тема урока
Раздел 1 Точка. Линия
Точка. Линия. Лабиринт
2-3
Прямая. Кривая. Замкнутые и незамкнутые кривые.
Точки пересечения линий. Узоры
4
Свойства прямой линии. Узоры
5-6
Прямая. Правило вычерчивания прямой.
Горизонтальное, вертикальное, наклонное
расположение прямой наплоскости
7
Отрезок. Изображение цифр в почтовых индексах.
Изображение и преобразованиецифр, выложенных из
счетных палочек.
Узоры
Обозначение геометрических фигур
буквами латинского алфавита
Закрепление и обобщение: точка, прямая, отрезок.
Геометрия листа клетчатой бумаги
8
9
Основные виды учебной деятельности
Изображать на листе бумаги точку. Линию (от
руки).
Распознавать на чертеже и называть прямые и кривые линии;
замкнутые и незамкнутые линии, отмечать точки пересечения
линий, моделироватьпересекающиеся и непересекающиеся линии
сгибанием листа бумаги; определять
закономерность следования элементов в узоре и продолжать его.
Иллюстрировать сгибанием бумаги основное свойство прямой:
через 2 точки можно провестипрямую и, при том, только одну;
определять закономерность следования элементов в узоре и
продолжать его в обе стороны.
Чертить прямую по линейке. Устанавливать, каким было задание
при правильное его выполнении.
Узнавать, называть и вычерчивать отрезок; проводить анализ и
устанавливать правило, покоторому составлен. И продолжать
его.
Обозначать геометрические фигуры (точка, отрезок)
буквами латинского алфавита.
Определять количество отрезков в рисунках предметов;
преобразовывать фигуры, составленные из счетных палочек (равные
по длине отрезков) по
заданным условиям; описывать по чертежам
7
10
Длина. Сравнение полосок по длине на глаз.
Геометрия листа клетчатой бумаги.Лабиринт
11
Луч. Чертить луч. Обозначение луча
буквой.
Закрепление и обобщение: прямая, отрезок, луч.
Сравнение длин отрезков с использование циркуля.
Геометрия листаклетчатой бумаги. Логические задачи.
12
13-14
15
16-17
18-20
Раздел 2 Геометрические величины
Единица длины – Сантиметр. Измерениедлин
отрезков, предметов в сантиметрах.Сравнение длин
отрезков. Сравнение рисунков по разным признакам:
цвету.
Форме и расположению частей. Логические
задачи. Единица длины дециметр. Соотношение 10
см = 1 дм.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Сравнение отрезков по длине.
Нестандартные задачи.
Раздел 3 Геометрическая фигура угол
Угол. Вершина, стороны угла.
Обозначение угла буквами. Развернутыйугол. Решение
геометрических задач практического характера.
Виды углов: прямой, тупой, острый.
взаимное расположение отрезков; на клетчатой бумаге по образцу
выполнять рисунок объекта.
Составленного из отрезков.
Выполнять сравнение длин полосок(отрезков). Преобразовывать
фигуры из счетных палочек по заданным условиям; находить
правильные пути в
лабиринтах.
Распознавать и чертить луч; обозначать его буквой.
Распознавать, называть и изображать геометрические фигуры:
прямая, кривая, отрезок, луч; на клетчатой бумаге по образцу
выполнять рисунок объекта, составленного из отрезков. Решать
задачи логического содержания: проводить
сравнение и делать выводы.
Измерять длины отрезков, предметов в сантиметрах и записывать
результат. Сравнивать длины отрезков. Из множества фигур
выделять фигуры одинаковые по заданным признакам. Измерять и
чертить отрезки, длины, которых больше 1 дм, но меньше 2 дм.
Решать задачи логического содержания: проводить логические
рассуждения и
делать вывод.
Чертить отрезок-сумму двух отрезков и отрезок –разность двух
отрезков. Решать нестандартные задачи.
Распознавать, изображать угол, обозначать его буквами. Решать
задачи практического содержания:устанавливать правило
следования объектов и
выбирать пропущенный объект.
Строить модель прямого угла из бумаги. Чертить
8
Изображение из счётных палочек фигур,имеющих
прямой угол. Преобразование выложенных объектов
по заданным рисункам. Вычерчивание фигур,
имеющих прямые углы, по образцу и по
отдельным элементам. Логическиезадачи.
21-23
Ломаная. Вершины, звено ломаной. Обозначение
ломаной буквами. Модельломаной. Длина ломаной.
Геометрические узоры.
24-26
Многоугольник- замкнутая ломаная. Вершины,
стороны, углы многоугольника. Деление фигуры на
заданные многоугольники. Построение и
преобразование фигур из счетных
палочек.
27
28-29
30
31-32
33
Прямоугольник. Противоположныестороны
прямоугольника
Квадрат. Преобразование модели
прямоугольника в модель квадрата
Преобразование фигур из счетных палочек по
заданным условиям. Узоры.
Изготовление игры. «Геометрическаямозаика».
Составление различных
узоров.
Резерв
прямой угол на клетчатой бумаге. Различать углы: прямой, тупой,
острый, используя чертежный треугольник. Решать задачи
логического содержания: проводить сравнение и делать выводы.
Раздел 4 Ломаная. Многоугольник
Изготавливать модель ломаной из деталей конструктора, из счетных
палочек. Чертить ломануюпо заданным вершинам. Находить длину
ломаной.
Находить правило, по которому составлен узор, ипродолжить узор в
обе стороны.
Выделять многоугольники среди заданных фигур.
Делить фигуру на заданные части.
Распознавать прямоугольник среди
четырёхугольников, чертить прямоугольник наклетчатой бумаге.
Изготавливать модель квадрата из счетных палочек,и листа бумаги
прямоугольной формы.
Преобразовывать фигуры по заданным условиям. Определять
правило, по которому составлен узор. И
восстанавливать пропущенные в нем элементы.
Раздел 5 Геометрические игры
Составлять узоры: по образцу, по заданию педагога,соседа по парте,
по своему воображению.
9
Календарно-тематическое планирование
2-й год обучения
№ урока
п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1 Линия. Многоугольник
1
Деление многоугольника(квадрата) на заданные части. На чертеже делить прямоугольник (квадрат) назаданные части.
Построение и преобразование квадратов, построенных Чертить ломаную линию
из счетных палочек. Построение различных
двухзвенных ломаных позаданной длине ломаной.
2
Обобщение понятий «прямоугольник»,
«квадрат». Лабиринт
Распознавать, называть и чертить прямоугольник (квадрат).
Описывать сходство и различие прямоугольника и квадрата. Находить
правильные
ходы в лабиринте.
3
Ломаная. Длина ломаной.
Находить длину ломаной.
4
Построение
различных
многоугольников.
Соотношение
длин
треугольника. Узоры.
5
Прямоугольник.
Диагонали
прямоугольника. Логические задачи.
Чертить различные многоугольники с заданным числом сторон.
сторон Проводить исследования по определению соотношения длин сторон
треугольника, отражать в таблице ход и результаты работы.
Определять правило, по которому составлен
узор, и продолжать его.
Выделять противоположные вершины прямоугольника, чертить
диагонали прямоугольника. Проводить рассуждения и делать
выводы.
10
6-7
8
Диагонали четырехугольника. Геометрия клетчатого Проводить диагонали в четырехугольнике. Восстанавливать
листа бумаги: чертеж фигуры, составленной из на клетчатой бумаге чертежфигуры по чертежу ее половины.
многоугольника.
Квадрат.
Построение
и
преобразование Дорисовывать по воображению заданные чертежиквадратов до
прямоугольника (квадрата) из счетных палочек. рисунков, предметов, объектов.
Дополнение заданных чертежей до рисунков объектов
окружающегомира.
9-10
Построение
и
преобразование
Делить заданные фигуры на части и строить из полученных частей
прямоугольника (квадрата) из счетных палочек. новые заданные фигуры и фигурыпо воображению.
Деление фигуры на части и построение новых фигур по
заданным условиям
11
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с Чертить прямоугольник на нелинованной бумаге сиспользованием
помощью чертежного треугольника. Середина отрезка. чертежного треугольника.
12
Середина отрезка. Построение фигуры из выбранных
для этого частей
Отмечать середину отрезка, середины сторонпрямоугольника
(квадрата).
13
Изготовление
Применять полученные знания и навыки впрактической работе.
14
Деление фигуры на заданные части
Делить фигуру на заданные части в практическойработе.
15
Закрепление
и
обобщение
изученного. Восстановление задания.
Чертить прямоугольник (квадрат) Определять
правило составления таблицы и дополнять ее
пакета
для
счетныхпалочек
11
Данного в графической форме. По
выполненной работе.
нужными элементами. Составлять квадрат, выбираянужные для этого
части.
Раздел 2 Окружность. Круг.
16-17
Окружность. Круг.
окружностей. (круга).
Центр,
радиус
Чертить окружность (круг) с помощью циркуля.Обозначать
центр окружности буквой.
18
Диаметр
окружности(круга).
Соотношение радиуса и диаметра окружности (круга)
Приводить примеры предметов, имеющих формукруга. Чертить
в окружности диаметр, радиус.
19-21
Закрепление
и
обобщение
изученного.
Сравнение
и
разделение
геометрических фигур по заданным признакам.
Геометрический ребус. Правила чтения ребуса.
Устанавливать правило, по которому составлена таблица. И
восстанавливать в ней пропущенные элементы, группировать
фигуры по заданным признакам, преобразовывать фигуры по
заданнымусловиям.
22
Изготовление аппликации, выполненной из кругов и Применять знания и навыки для решения задачпрактического
многоугольников. Задачи проблемного содержания.
содержания. Делить фигуры на нужные части.
23-24
Построение
прямоугольника
с
Чертить прямоугольник, используя свойства его диагоналей.
использованием свойств его диагоналей. Графический Читать и выполнять план, заданный вграфической форме.
план построения розетки с шестью
лепестками.
Переносить чертеж по заданным размерам и формам.
Чертеж позаданным размерам.
25
Сравнение
и
классификация
Группировать фигуры по заданным признакам. Наклетчатой
геометрических фигур по заданному признаку. бумаге достраивать фигуру по ее половине. Определять правило,
Геометрия листа клетчатой
по которому
бумаги: восстановление рисунка по его
составлен узор, и продолжать его в обе стороны.
12
половинке. Узор
26-28
Закрепление
и
обобщение изученного. Различать и называть геометрические фигуры: круг, угол,
Деление фигур на части. Составление фигур из прямоугольник, окружность, треугольник, квадрат. Составлять круг,
частей. Геометрический ребус.
выбирая нужные для этойчасти. Составлять заданные фигуры из
заданных частей. Делить фигуры на части. Разгадывать
геометрический ребус.
29-30
Деление фигур на части и составление новых Чертить, делить на части и вырезать заданные фигуры.
фигур. Заданных контуром. Геометрический Составлять заданные фигуры из полученных частей. Разгадывать
ребус
геометрические
ребусы.
Раздел 3 Геометрические игры
31-32
Составление
узоров
для
«Геометрическая мозаика»
33-34
Резерв
игры.
Играть в паре: составлять узоры по заданию другдруга.
13
Календарно-тематическое планирование
3-й год обучения
№ урока
п/п
1
2
3-5
6
7
8-9
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1 Линия. Многоугольник. Окружность.
Круг (продолжение)
Многоугольник.
Обозначение
Чертить многоугольник по заданным вершинам. Обозначать его
многоугольника
буквами.
Деление
буквами. Выделять треугольники на
многоугольника на заданные части.
сложном чертеже. Находить пути в лабиринте.
Геометрический лабиринт.Геометрический ребус. Разгадывать геометрические ребусы.
Классификация многоугольников. Составление
Группировать многоугольники по самостоятельно выбранному
многоугольников из частей.Построение отрезка,
признаку. Составлять многоугольники,выбирая нужные для этой
равного данному, с использованием циркуля и
части. Решать нестандартные геометрические задачи, используя знания в
линейки без делений. Решение нестандартных
новых условиях.
геометрических задач.
Виды треугольников. Построение треугольника по
Различать треугольники по соотношению длин сторон. Составлять
трем сторонам с использованием циркуля и линейки.
фигуры из треугольников позаданным условиям.
Разносторонние, равносторонние и равнобедренные
треугольники. Построениефигур из треугольников.
Игры со счетными палочками: построение и
Составить и преобразовать по заданным условиям фигуры из
преобразование фигур, составленных из
треугольников, используя счетные палочки.
треугольников,используя счетные палочки.
Знакомство с треугольной пирамидой. Модель
Изготавливать модель правильной треугольнойпирамиды из двух
правильной треугольной пирамиды.
полос, каждая из которых разделена на 4 равных равносторонних
треугольников.
Треугольная пирамида. Грани, ребра, вершины.
Решение нестандартных задач. Геометрические
ребусы: разгадывание и составление геометрических
ребусов.
Узнавать треугольную пирамиду и называть ее элементы: грани,
вершины, бедра. Разгадывать исоставлять геометрические ребусы.
14
10
Изготовление
из
равносторонних
треугольников игрушки, которая меняетформу и
цвет.
Использовать полученные знания в новых условиях
.
11
Решение
нестандартных
задач
геометрического
содержания.Геометрический
ребус. Лабиринт.
Периметр
многоугольник.
Деление
многоугольника на заданные части.
Решать нестандартные геометрические задачи
Окружность, описанная околопрямоугольника.
Прямоугольник,вписанный в
окружность.
Равенство фигур. Решение задачпрактического
содержания. Решениенестандартных задач.
Строить о окружность, описанную около прямоугольника, строить
прямоугольник,вписанный в окружность.
12
13
Вычислять периметр многоугольника, квадрата
15
Построение прямоугольника поплану, данному в
графическом виде. Решение нестандартных задач.
Иллюстрировать равенство фигур их совмещением при наложении
одной фигуры на другую.
Применять знания о периметре прямоугольника для решения задач
практического содержания.
Применять знания в измененных условиях: использовать свойства
диагоналей прямоугольника
для деления отрезка пополам.
Читать и реализовывать план, заданный в графическойформе. Решать
нестандартные задачи.
16-20
Закрепление
и
обобщениеизученного.
Геометрический ребус. Нестандартные задачи.
Применять полученные знания в измененныхусловиях. Находить
несколько решений нестандартной задачи
Площадь.
Вычислять площадь фигур прямоугольника (квадрата),
прямоугольного прямоугольника.Разгадывать геометрический ребус
14
21
Площадь прямоугольника(квадрата). Площадь
прямоугольного треугольника.Геометрический ребус.
15
Площадь фигур прямоугольной формы.Площадь
рамки.
Вычислять площадь фигур прямоугольной формы,площадь рамки.
24
Деление окружности (круга)на 6 и 12равных частей
Делить окружности (круга)на 6 и 12 равных частей с использование
циркуля
25
Закрепление
изученного.Геометрический
ребус.
Взаимное
расположение
окружностей
на
плоскости.
Геометрический ребус.
Применять полученные знания и навыки,разгадывать ребусы
Закрепление
и
обобщениеизученного.
Решение нестандартных геометрических
задач.Геометрические ребусу.
Применять полученные знания и навыки для выполнения заданий.
Находить способы решения нестандартных геометрических задач,
разгадыватьребусы
22-23
26-27
28-31
Распознавать и называть различные случаи взаимного расположения
окружностей на плоскости,разгадывать ребусы
Раздел 2 Геометрические игры
32-33
34
Геометрическая игра «Танграм»
Изготовить игру «Танграм» и использовать ее
элементы для составления заданных фигур
Геометрический кроссворд
Разгадать геометрический кроссворд
16
Календарно-тематическое планирование
4-й год обучения
№ урока
п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1 Многоугольник. Окружность. Круг (продолжение)
Закрепление
и
обобщениеизученного.
Решение нестандартных геометрических задач.
Геометрия клетчатого листа бумаги. Логические
задачи. Узоры.
Раздел 2 Геометрические тела
Прямоугольный параллелепипед. Примерыобъектов
действительности, имеющихформу прямоугольного
параллелепипеда.Грани прямоугольного
параллелепипеда. Развертка Грани прямоугольного
параллелепипеда
Каркасная модель Грани прямоугольного
параллелепипеда. Ребра, вершины Грани
прямоугольного параллелепипеда .Геометрический
ребус
Закрепление
и
обобщениеизученного.
Решение нестандартных геометрических задач.
Применять знания в измененных условиях. Решатьнестандартные
задачи. Находить правило, по которому составлен узор, и продолжать
его.
13-15
Куб. Грани, вершины,
Геометрический ребус
Узнавать развертку куба и строить модель куба.Разгадывать ребусы
16
Модель куба из трех полосок, каждая изкоторых
разделена на5 равных квадратов.
Изготавливать модель куба
17-18
Закрепление
и
обобщениеизученного.
Решение нестандартных геометрических задач.
Изготавливать модель куба разными способами.Выполнять
преобразование фигур по заданным условиям
19
Изготовление
предмета,
имеющегоформу
прямоугольного параллелепипеда
Изготавливать предметы, имеющие форму прямоугольного
параллелепипеда по предложеннойразвертке.
20-24
Закрепление
и
обобщениеизученного.
Решение нестандартных геометрических задач.
Геометрические ребусы
Применять знания в измененных условиях.Разгадывать ребусы
1-8
9
10
11-12
ребра куба.Развертка куба.
Узнавать прямоугольный параллелепипед.
Строить из проволоки каркасную модель прямоугольного
параллелепипеда. Разгадыватьребусы
Изготавливать модель прямоугольного параллелепипеда. Выполнять
преобразование фигурпо заданным условиям.
17
Раздел 3 Осевая симметрия
Осевая симметрия. Ось симметрии. Равенство фигур,
симметричных относительно
оси симметрии.
Геометрический ребус
Геометрические фигуры, имеющиеоси симметрии.
Классификация геометрических фигур
по
самостоятельно найденному признаку
Закрепление и
обобщение
изученного. Решение нестандартных
геометрических задач.Геометрические ребусы
Раздел 4 Геометрические тела
На клетчатой бумаге рисовать фигуру, симметричнуюзаданной,
относительно оси симметрии. Разгадывать ребусы
29-30
Геометрические
Распознавать геометрические тела: шар, сфера, цилиндр
31
Закрепление
и
обобщение изученного. Решать нестандартные геометрические задачи, в том числе,
разгадывать ребусы.
Решение нестандартных геометрических задач.
Геометрические ребусы.Геометрический
кроссворд.
Раздел 5 Геометрические игры.
32-33
Изготовление
и
геометрического
«Монгольская игра»
Резерв
25
26
27-28
34
тела: шар, сфера,цилиндр
использование
набора
Чертить ось симметрию прямоугольнике. квадрате, равностороннем
треугольнике. Группировать фигурыпо самостоятельно найденному
признаку.
Решать нестандартные геометрические задачи, в том числе,
разгадывать ребусы.
Изготовить набор «Монгольская игра» и использовать ее
элементы для составлениязаданных фигур
18
Лист внесения изменений в рабочую программу
Название раздела, темы
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
19
20