Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
приказ № 49 от 07.06.2021 года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Грамотный читатель»
по направлению «Общеинтеллектуальное»
1-4 КЛАСС
д.Верх - Тиса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель»
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, в соответствии с
положениями Федерального Государственного образовательного стандарта
начальногообщего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. N 373). Рабочая программа является частью основной
образовательной программы начального общего образования МКОУ АГО «Верх
– Тисинская основная общеобразовательная школа».
Программа адресована обучающимся 1-4 классов, рассчитана на изучение
материала в течение 34 учебных недель в объёме: 1 год - 20 часов, 2-4 - 34 часа
Срок реализации – 4 года.
Цель изучения курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» создание условий для развития социально-значимых личностных качеств
учащихся, приобщение к нравственным и культурным ценностям общества.
Задачи :
– овладение учащимися технологии продуктивного чтения
– совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации к
чтению книг;
– формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы
с текстом;
– развитие у детей способности самостоятельно мыслить в процессе
обсуждения прочитанного;
–
–
обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного чте- ния:
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству.
Виды и формы занятий:
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей
младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной
деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» —
кружок познавательной направленности. Занятия кружка имеют комплексный
характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные,
практические, поисковые, игровые:
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
2
дискуссии;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные моральноэтическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная
деятельность
(досуговое
общение):
выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится
сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия,
были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых
условий, определяемых дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и
групповой работы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом внеурочной деятельности
МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа »
—
3
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Грамотный читатель»
Личностные результаты:
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению,
− сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
− сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные
компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить
жизненные планы,
способность
к
осознанию
российской
идентичности в поликультурном социуме;
− развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:
У ученика будут сформированы УУД
Регулятивные
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки.
Ученик получит возможность для формирования УУД
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
- использовать
разные
виды
чтения:
изучающее,
просмотровое,
ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным
заданием;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пользоваться справочником и энциклопедией.
4
Ученик получит возможность для формирования УУД
осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек
и интернет-ресурсов;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные
- участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в
соответствии с поставленными задачами;
- готовить самостоятельно проекты;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с
обоснованием своих действий.
-
Ученик получит возможность для формирования УУД
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с партнёрами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую помощь;
адекватно
использовать
все речевые
средства
для решения
коммуникативных задач
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Грамотный
читатель»:
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным
направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
✓ получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии
продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки
текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
5
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом):
✓ демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний
о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной
деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и
структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное
чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе
обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь
к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и
искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта
самостоятельного социального действия):
✓ приобретение опыта использования в практике основных
читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования
своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление
способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание
солидарности каждого отдельного человека с родиной,человечеством
и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к
чтению книг.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Грамотный читатель»
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Настоящий читатель (3 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем
читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)
Просмотровое
чтение.
Ознакомительное чтение. Изучающее
чтение. Рефлексивное чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения (27 ч)
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из
учебника русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Сходство и различие текстов разных предметов.
6
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений.
Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и
понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем
и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанному: грустим, удивляемся,
радуемся, испытываем эмоции.
Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Шаг первый.
Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения.
Название, автор, обложка, иллюстрации.
Аннотация
книги
(краткое
содержание).
Прогнозирование
и
предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.
Шаг второй.
Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их
смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем.
Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет.
Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение,
любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстами.
Чув- ства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное
вдумчивое чтение. Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на
вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения
настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их
героев. Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии.
Шаг третий.
Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается.
Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать,
сделать выводы. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей
создания книги.
Формы организации занятий: практика работы с текстами, чтение
художественной литературы, работа с электронной аудиокнгой.
Виды деятельности:
− Познавательная деятельность
− Проблемно – ценностное общение
− Игровая
− Проектная
− Художественное творчество
− Социальное творчество
7
Тематическое планирование
№
занятия
Страницы
пособия
Тема
Количество
часов
Первый год обучения (17 ч)
1
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»
1
6–7
2
8–9
Стихотворение В. Степанова «Что мы
Родиной зовём». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения В.
Степанова «Что мы Родиной зовём»
1
3
10–11
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
1
4
12–14
Научно-познавательные тексты «Белый
медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к
чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и
белый медведи»
1
5
15–19
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с
сосной»
1
7
Виды деятельности
обучающихся
Прогнозирование содержания стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ средства художественной
выразительности: сравнение. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
Прогнозирование содержания стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ идейного содержания.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение стихотворения. Взаимная оценка
Анализ содержания сказки. Творческое задание:
придумать свой финал сказки. Словарная работа
Анализ содержания научно-познавательных
текстов. Сравнение текстов разных типов.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
сказки по ролям. Взаимная оценка
Анализ содержания сказки. Определение главной
мысли сказки. Восстановление
последовательности событий. Логические
6
19–21
Научно-познавательный текст В.
Сивоглазова «Вечнозеленые растения».
Готовимся читать по ролям чувашскую
сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»
2
7
22–25
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к
выразительному чтению рассказа Н.
Сладкова «Рыцарь»
1
8 -9
26–32
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»
2
10
33–34
Научно-познавательный текст «Эхо».
Готовимся к выразительному чтению
рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»
1
11
35–37
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к
чтению по ролям рассказа В. Осеевой
«Сторож»
1
12
38–40
Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся
к постановке рассказа В. Осеевой
1
8
упражнения
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение
необходимой информации из научнопознавательного текста. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям отрывка сказки
Актуализация знаний об авторе.
Прогнозирование содержания произведения.
Анализ содержания рассказа. Анализ средства
художественной выразительности: описание.
Определение главной мысли рассказа. Развитие
технической стороны чтения. Выразительное
чтение отрывка рассказа.
Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану.
Выявление и обсуждение средства
художественной выразительности: описания
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Извлечение нужной
информации из научно-познавательного текста.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе.
Анализ содержания рассказа. Словарная работа.
Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Анализ содержания рассказа. Составление плана
текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.
«Навестила»
13
41–43
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к
постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»
1
14
44–49
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»
Экскурсия в библиотеку
1
1
15
49–50
Готовимся к постановке рассказа В.
Драгунского «Англичанин Павля»
1
16
51–54
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»
1
9
Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Инсценировка
отрывка из рассказа
Анализ содержания рассказа. Составление плана
текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.
Формирование нравственной оценки поступков
героев рассказа. Восстановление
последовательности событий рассказа.
Составление вопросов к тексту. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Инсценировка отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
произведения. Анализ содержания рассказа.
Словарная работа. Логические упражнения
Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.
Поиск нужной информации в словаре
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Инсценировка
рассказа
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
произведения. Анализ содержания рассказа.
Определение главной мысли рассказа.
Характеристика героя. Логические упражнения
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
17
55–56
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!!
Ура!!!». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения А. Рахимова
«Каникулы!!! Ура!!!»
1
Второй год обучения (34 часа)
Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». 1
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний»
1
58–59
2
60–61
Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым
утром!». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С
добрым утром!»
1
3–5
62–67
Удмуртская сказка «Березка-красавица»
3
6
68
Готовимся к чтению по ролям сказки
«Берёзка-красавица»
1
10
чтение рассказа по ролям
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Определение главной мысли
стихотворения. Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ средств художественной
выразительности: эпитеты, метафора. Словарная
работа. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное
чтение стихотворения. Взаимная оценка
Прогнозирование названия произведения
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки сказки.
Анализ сюжета. Составление плана и подготовка
к пересказу. Характеристика героев. Анализ
нравственного содержания сказки. Определение
главной мысли. Логические упражнения.
Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее
7–8
69–72
Китайская сказка «Жадный Ча»
2
9
72–73
Научно-познавательный текст «Дракон».
Готовимся к выразительному чтению сказки
«Жадный Ча»
1
10–11
74–77
Чувашская сказка «Откуда взялась река»
2
Экскурсия в библиотеку
1
Готовимся к постановке сказки «Откуда
взялась река»
1
Занятие в компьютерном классе
1
Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»
1
12
13
78
14
15
79–81
11
чтение. Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки сказки.
Анализ сюжета. Составление плана и подготовка
к пересказу. Анализ нравственного содержания
сказки. Определение главной мысли. Творческое
задание: придумать свой финал сказки.
Составление вопросов к сказке
Составление вопросов к научнопознавательному тексту. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
отрывка из сказки. Взаимная оценка
Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного
содержания сказки. Составление плана и
подготовка к пересказу. Словарная работа
Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск
словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск
нужной информации в словарях и
энциклопедиях
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка
сказки. Взаимная оценка
Поиск нужной информации в сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и энциклопедии);
www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)
Актуализация знаний об авторе.
Научно-познавательный текст «Пауксеребрянка»
Готовимся к выразительному чтению
рассказа Н. Сладкова «Воздушный замок»
1
84–87
Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»
2
20
87–88
Готовимся к чтению по ролям рассказа
Николая Сладкова «Болтливые окуни»
1
21
89–90
Рассказ В. Осеевой «Долг»
1
22
91
Готовимся к чтению по ролям рассказа В.
Осеевой «Долг»
1
23
92
Рассказ В. Осеевой «Картинки»
1
16
81–82
17
82–83
18–19
1
12
Прогнозирование содержания произведения.
Формирование эмоциональной оценки рассказа.
Анализ сюжета рассказа. Выявление и анализ
средств художественной выразительности:
описание, сравнение. Словарная работа
Сопоставление художественного и научнопознавательного текстов. Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Игра «Читаем
цепочкой». Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение рассказа. Взаимная
оценка
Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного
содержания рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли рассказа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное
чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка
Анализ нравственного содержания рассказа.
Составление вопросов к рассказу. Творческое
задание: придумать свой финал рассказа.
Словарная работа. Определение главной мысли
рассказа
Развитие технической стороны чтения. Развитие
интонационного строя речи. Сопровождающее
чтение. Выразительное чтение рассказа по
ролям. Взаимная оценка
Анализ нравственного содержания рассказа.
Формирование эмоциональной оценки рассказа.
24
93
Подготовка к выразительному чтению
рассказа В. Осеевой «Картинки»
1
25–26
94–95
Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»
2
27
96
Подготовка к чтению по ролям рассказа Л.
Каминского «Послушный Петя»
1
28
97
Стихотворение И. Бродского «История
двойки»
1
29
98
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения И. Бродского «История
двойки»
1
30–32
99–103
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»
3
13
Словарная работа. Определение главной мысли
рассказа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
рассказа по ролям
Актуализация знаний об авторе. Формирование
эмоциональной оценки рассказа. Анализ
средства художественной выразительности:
описание и сравнения. Анализ содержания.
Работа над художественным приёмом
(омофоны). Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Чтение рассказа по ролям. Взаимная
оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ нравственного
содержания стихотворения. Формулирование
главной мысли.
Прогнозирование содержания произведения.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика героев рассказа.
Анализ нравственного содержания рассказа.
Словарная работа. Определение главной мысли
33
104
Подготовка к чтению по ролям отрывка
рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!»
1
34
105–106
Стихотворение З. Письман «В летние
каникулы». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения З. Письман «В летние
каникулы»
1
1
6-7
2–3
8–9
Третий год обучения (34 урока)
1
Стихотворение А. Усачёв «1 сентября».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «1 сентября»
Стихотворение П. Синявского «Родная
песенка». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения «Родная песенка»
2
14
рассказа. Составление плана и подготовка к
пересказу. Составление вопросов к рассказу
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Выявление средств
художественной выразительности: сравнения.
Составление своих сравнений. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
стихотворения
Прогнозирование содержания произведения.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Словарная работа. Полисемия
слов. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ средств художественной
выразительности: свёрнутые сравнения
(метафоры). Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто
4–7
10-25
Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Главный инженер»
4
8–9
25–27
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»
2
10–11
28–29
Тайская сказка «Птица-болтунья».
Готовимся к выразительному чтению сказки
«Птица-болтунья»
2
12
30–31
Китайская сказка «Олени и пёс»
1
13–15
31
Научно-познавательный текст «Скорость
бега животных». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Олени и
пёс»
3
Занятие в компьютерном классе
1
16
15
дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ содержания рассказа. Определение
главной мысли. Прогнозирование развития
сюжета. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Выразительное чтение по ролям отрывка из
рассказа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение по ролям
отрывка из рассказа. Словарная работа.
Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к
пересказу. Определение главной мысли
Анализ содержания сказки. Составление
вопросов к сказке. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра
«Марш — пауза». Выразительное чтение сказки.
Взаимная оценка
Прогнозирование содержания произведения.
Анализ содержания сказки и мотивов её героев.
Характеристика героев. Определение главной
мысли сказки
Чтение научно-познавательного текста
«Скорость бега животных». Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Марш — пауза». Выразительное
чтение сказки. Взаимная оценка
Поиск нужной информации в сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и энциклопедии);
17–19
33–35
20
Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках».
Готовимся к выразительному чтению
рассказа «Домики на ножках»
3
Экскурсия в библиотеку
1
21–23
36–42
Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»
3
24–25
42–43
Научно-познавательный текст «Тюлень».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Любитель песни»
2
26
44–45
Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры
Серёжкина»
1
16
www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ использованных автором средств
эмоционального воздействия. Выявление средств
художественной выразительности: сравнения.
Работа со справочниками или Интернетом для
поиска нужной информации. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем одновременно».
Выразительное чтение рассказа. Взаимная
оценка
Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.
Поиск нужной информации в словаре
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ использованных автором средств
эмоционального воздействия и художественной
выразительности: описания. Словарная работа.
Озаглавливание частей рассказа. Составление
плана рассказа. Восстановление
последовательности событий
Анализ содержания научно-познавательного
текста. Формулирование оценки. Выявление,
чего не хватает в научно-познавательном тексте.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно». Чтение по
ролям отрывка из рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
27–29
45–46
Учебный текст «Как определить падеж
имени существительного?». Готовимся к
постановке рассказа Л. Каминского «Падежи
Юры Серёжкина»
3
30
47-49
Рассказ Н. Носова «Заплатка»
1
31–32
50
Готовимся к выразительному чтению
рассказа Н. Носова «Заплатка»
2
33–34
51
Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Каникулы»
2
1
54–55
произведения. Формирование эмоциональной
оценки рассказа. Анализ содержания рассказа.
Прогнозирование дальнейшего развития
событий.
Чтение учебного текста. Применение на
практике знаний, полученных из учебного
текста. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?».
Инсценировка рассказа «Падежи Юры
Серёжкина»
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа и
подготовка к пересказу. Составление плана
текста. Характеристика героев
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение
рассказа. Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Словарная работа. Создание
новых слов по образцу. Развитие технической
стороны чтения. Соревнование по произнесению
скороговорок. Взаимная оценка.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Четвёртый год обучения (34 часа)
Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее
1
Анализ содержания стихотворения. Словарная
чудо». Готовимся к выразительному чтению
работа. Анализ средств художественной
стихотворения «Осеннее чудо»
выразительности. Развитие технической стороны
17
2
56–57
3
4–5
58
6
7
62
Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Рисунок»
1
Занятие в компьютерном классе
1
Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом
колоколе»
2
Экскурсия в библиотеку
1
Готовимся к выразительному чтению
отрывка из «Сказки о большом колоколе»
1
18
чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Формирование эмоциональной
оценки стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем
перевёрнутый текст». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Поиск нужной информации в сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и энциклопедии);
www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Поиск в тексте необходимой информации.
Анализ средств художественной
выразительности: описание, метафора.
Словарная работа. Определение темы и главной
мысли рассказа
Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск
словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск
нужной информации в словарях и
энциклопедиях
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Выразительное чтение отрывка из сказки.
Взаимная оценка
8–11
63–77
Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»
4
12
77
Готовимся к выразительному чтению
отрывка из рассказа «Фюнфкиндер»
1
13
78–79
«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка
1
14–15
80–81
Научно-познавательный текст «Воробей».
Готовимся к выразительному чтению
отрывка из сказки «Воробей-весельчак»
2
16–17
82–86
Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»
2
18
87
Готовимся к выразительному чтению
1
19
Анализ содержания рассказа. Анализ средств
художественной выразительности. Поиск в
тексте необходимой информации. Подготовка к
пересказу. Формирование и осмысление
эмоциональной оценки поступков героев
рассказа. Озаглавливание частей рассказа.
Характеристика героев рассказа, наблюдение за
изменениями в их характере и поведении на
протяжении повествования. Словарная работа
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой». Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Характеристика героев сказки. Поиск в тексте
главной мысли сказки. Словарная работа
Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры
«Марш — пауза». Сопровождающее чтение.
Чтение по ролям отрывка из сказки. Взаимная
оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа.
Анализ средств художественной
выразительности. Характеристика героев
рассказа. Определение темы и главной мысли
рассказа. Словарная работа. Критическое
осмысление выводов, сделанных автором.
Составление плана текста и подготовка к его
пересказу
Развитие технической стороны чтения.
рассказа «Когда мы смеёмся»
19
88–90
Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи»
1
29–21
90–91
Научно-познавательный текст «Ёрш».
Готовимся к выразительному чтению
рассказа «Подводные ежи»
2
22–24
92–95
Стихотворение Тима Собакина «Подводная
песня». Научно-познавательные тексты
«Акулы» и «Медузы»
3
25–26
96
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Подводная песня»
2
27–28
29–30
97–102
102
Рассказ А. Саломатова «Его последний день» 2
2
Готовимся к выразительному чтению
отрывка из рассказа «Его последний день»
20
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
одновременно». Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение отрывка рассказа.
Взаимная оценка.
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания
рассказа. Формирование и осмысление
эмоциональной оценки рассказа. Анализ
средства художественной выразительности:
описание. Словарная работа. Составление плана
и подготовка к пересказу
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Выразительное чтение рассказа. Взаимная
оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Сравнение стихотворения и
научно-познавательных текстов. Поиск
информации в энциклопедии или в Интернете о
планктоне и медузах
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?».
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Взаимная оценка
Анализ содержания рассказа. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению скороговорок.
Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение
отрывка из рассказа
31–32
103–104
Стихотворение В. Капустиной «Обиженный
портфель». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения «Обиженный
портфель»
2
33–34
105–106
Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет
лето». Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Чем пахнет лето»
2
21
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Анализ средств художественной
выразительности: олицетворение. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное
чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ содержания
стихотворения. Развитие технической стороны
чтения. Соревнование по произнесению
скороговорок. Взаимная оценка.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения наизусть. Взаимная оценка.
Приложение 1
Оценочные материалы
Методика определения уровня развития чтения Ясюковой Л. А.
Методика Ясюковой Л. А. используется для определения уровня развития
чтения однократно у учеников 3 - 4 классов.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия,имя
Класс
Тест проверки уровня развития чтения
Скоро она зашла в самую чащу
. Ни одна
не залетала сюда, ни
единый
не проникал сквозь
ветви. Высокие стволы
плотными рядами, точно стены. Кругом было так
, что Элиза
свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого
,
попадавшего ей
ноги. Никогда еще Элиза
в такой глуши.
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные
ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ
также считается правильным.
Ключ к тесту проверки уровня развития чтения:
1.
- леса
2.
- птица, птичка
3.
- луч света, лучик, луч, звук
4.
- густые
5.
- стояли, деревьев стояли, встали
6.
- тихо
7.
- слышала
8.
- листа, листочка, листика
9.
- под
10. - не бывала, не была, не ходила
10
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма
баллов (максимум - 10. Каждая из выделенных зон характеризует единицу
восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка.
Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при
подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась»,
«зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии
вербальнойбеглости, некоторых недостатках речевого развития, но само
чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным
(то есть соответствовать 4 зоне).
Приложение 2
Технология продуктивного чтения
Программа «Грамотный читатель» ориентирована на овладение учащимися технологии продуктивного чтения.
Этапы продуктивного чтения:
подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание
предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной
направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени
автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на
читательский опыт);
первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в
соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными
возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации
первичных
впечатлений).
Выявление
совпадений
первоначальных
предположений учащихся с содержанием,
эмоциональной
окраской
прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста
(приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по
прочитанному, выделение ключевых слов и др.);
работа
с
текстом после
чтения
(концептуальная беседа
по тексту, коллективное обсуждение
прочитанного,
соотнесение
читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и
формулирование основной идеи текста или совокупности его главных
смыслов). Выполнение творческих заданий, опирающихся на
какую-либо
сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение,
осмысление со-держания, художественной формы).
11
12