Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
приказ № 49 от 07.06.2021 года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТЫ»
Направление «Общеинтеллектуальное»
для 1-4 класса
Срок реализации - 4 года
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты» создана на основе:
ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009
года)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой;
Образовательной программы начального общего образования МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная
общеобразовательная школа»;
Рабочая программа «Учусь создавать проекты» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению в начальных классах и направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию
окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации
данной программы создаются условия для проектной деятельности.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт
учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности,
развивает следующие обще учебные навыки:
· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять,
соотносить и т.д.
· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника,
доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли:
лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики,
которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность,которая
наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные
направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые
включаются дети в рамках программы «Учусь создавать проекыт», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для
детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в
определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности
ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего
школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на уровне основного общего образования. Особую
значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым
предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской
деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание
условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний
и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие
учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям,
приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения
эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую
самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации
обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре
года обучения. Курс включает 135 занятий по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1 классе, 34 занятия во 2 - 4 классах. В 4 классе - индивидуальное
сопровождение проектов обучающихся.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень
результатов
(2-3 класс)
(1 класс)
предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта
решения проектных задачпо различным
направлениям. Результат
выражается в понимании детьми сути
проектнойдеятельности, умении
поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к
базовым ценностям общества, в частности к
образованию и самообразованию. Результат
проявляется в активном использовании
школьниками метода проектов, самостоятельном
выборе тем (подтем) проекта, приобретении
опыта самостоятельного поиска, систематизации
и оформлении интересующей информации.
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
(4 класс)
предполагает получение школьниками
самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в
реализациисоциальных проектов по
самостоятельно
выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть
представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и
олимпиадах по разнымнаправлениям,
выставки, конференции,
фестивали, чемпионаты и пр.
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно
выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
•
•
•
•
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в
преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать
позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание курса составляют следующие разделы:
введение;
способы мыслительной деятельности;
этапы работы в рамках исследования;
самостоятельные исследования;
защита результатов самостоятельных исследований.
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями,
полученными из книжных источников.
Основные разделы программы:
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник,
ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно,
конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные
программы по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и
контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского
поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей
направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом.
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в
качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской
деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые
для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и
творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо
освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует
повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего
творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с
помощью следующих критериев:
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли
взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует
сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует
твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический
материал и т.д.)
Формы учета знаний, умений.
В процессе оценки достижения планируемых результатов и подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) будут использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, исследовательские и проектные работы, выставки с
художественно-прикладными и техническими работами, праздники). По итогам года проводятся церемонии награждения обучающихся, которые
предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без
исключения обучающегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет
осуществляться награждение в конце года, объявляются обучающимся задолго до его окончания.
Диагностика.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою
очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения.
3. Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных
действий.
Содержание курса.
33 часа 1 класс
Тренинг 16ч
Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать
материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения.
Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение
пройденных проектных понятий.
Исследовательская практика 11ч.
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.
Мониторинг 6ч.
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам.
Твои советы им.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№
Тема
Кол.
часов
1
1
1
1
2
3
4
Кто я? Моя семья
Чем я люблю заниматься. Хобби
О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта
Как собирать материал? Твои помощники. Этап
5
6
7
8
9
10
Повторение. Давай вспомним
Проблема
Проблема. Решение проблемы
Гипотеза. Предположение
Гипотеза. Играем в предположения
Цель проекта
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
Задача проекта
Выбор нужной информации
Интересные люди – твои помощники
Продукт проекта
Виды продукта. Макет
Повторение пройденных проектных понятий
1
1
1
1
1
1
1718
1920
21
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту
2
Мини-сообщение. Семиминутное выступление
2
Выступление перед знакомой аудиторией
1
22
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно
1
1
23
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта
1
24
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним
1
25
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
1
26
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно
1
27
1
28
29
30
Играем в ученых. Поилка для цветов.
Это интересно
Тест «Чему я научился?»
Памятка для учащегося-проектанта
Твои впечатления от работы над проектом
31
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.
1
32-33 Советы на лето от Мудрого Дельфина
1
1
1
2
Содержание курса
34 часа 2 класс
Как составить проект (8ч.)
Что понимается под словом проект. Выбор темы пректа. Как собирать материал. Твои помощники. Проект «Моя родословная».
Проблема. Решение проблемы (6ч.)
Развитие умения видеть проблемы. Развитие умения классифицировать. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия-наблюдение за
воробьями.
Гипотеза. Цели и задачи (6ч.)
Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Проект «Мой класс и моя школа».
Визитка к проекту (3ч.)
Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Мой первый день в школе.
Работа над проектами (8ч.)
«Город букв», «Азбука загадок», «Наши пернатые друзья», «Семья слов».
Защита проектов (3ч.)
Тест «Чему я научился». Защита исследовательской работы. Коллективное занятие «Жилой дом». Ярмарка достижений.
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
№
Тема
1
Круг
2
Выбор темы твоего проекта. Ты -проектант
1
3
Знакомство
с
понятием
«формулировка». Работа со словарями
1
4
Выбор помощников в работе надпроектом
1
5
Этапы работы над проектом
1
6
Актуальность
7
Проблема. Решение проблемы
8
Выработка гипотезы-предположения
1
9
Цель проекта
1
Кол. часов
твоих
интересов.
темы
Хобби.Увлечения
проекта.
Твоезнакомство с понятием «актуальность»
1
1
1
10
Задачи проекта
1
11
Сбор информации для проекта
1
12
Знакомство с интересными людьми.Интервью
1
13
Обработка
1
14
Создание продукта
«поделка»
15
Играем в ученых. Это интересно
1
16
Тест «Чему ты научился?»
1
17
Отбор
1
18
Творческая работа. Презентация. Твоезнакомство с понятием «презентация»
1
19
Значимость компьютера в созданиипроектов. Презентация
1
20
Знаком
1
21
Программа МРР
22
Совмещение текста выступления споказом презентации
1
23
Подготовка
1
24
Тест «Добрые советы проектанту отМудрого Дельфина
1
25
Изготовление визитки. Правильноесоставление титульного листа визитки
1
26
Самоанализ. Работа над
1
27
Играем в ученых. Это интересно
информации.
Отбор значимой информации
проекта.
Твоезнакомство
с
понятиями
«макет»,
информации для семиминутного выступления. (Мини- сообщение)
ли
ты
с
компьютером?Программа МРР
1
1
ответов на предполагаемые вопросы «зала» потеме проекта
понятием «самоанализ»
1
28
Различные
конкурсы
проектно- исследовательской деятельности
29
Памятка жюри конкурсов
30
Пробное
31
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
1
32
Играем в ученых. Это интересно
1
33
Благодарственные
1
34
Советы на лето от Мудрого Дельфина
выступление
1
1
переднезнакомой аудиторией
рисунки-откликипомощникам твоего проекта
1
1
Содержание курса
34 часа 3 класс
Тема проекта (3ч.)
Круг твоих интересов. Хобби. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарем. Проблема.
Решение проблемы.
Этапы работы над проектом (3ч.)
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы предположения.
Отбор и обработка информации(6ч.)
Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Отбор информации для семиминутного выступления.
Знакомство с программой МРР (6ч.)
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP. Совмещение текста выступления с показом презентации.
Проектно-исследовательская деятельность (10ч.)
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Играем в учёных. Это интересно.
Презентация (6ч.)
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ-рефлексия после выступления. Благодарственные рисунки-отклики помощникам
проекта.
Календарно-тематическое планирование для 3 класса
№
Тема
Кол. часов
1
Круг твоих интересов. Хобби.Увлечения. Этапы работы надпроектом
1
2
Выбор темы твоего проекта. Подборматериала для проекта. Проблема.
Решение проблемы
1
3
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решениезадачи.
1
4
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом.Сбор информации
1
5
Требования к паспорту проекта.Составление паспорта проекта
1
6
Требования к составлению анкет дляпроекта. Анкетирование
1
7
Памятки. Составление памяток потеме проекта
1
8
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
1
9
Практическая работа. Создание мини-постера
1
10
Практическая работа. Создание мини-постера
1
11
Изучение и освоение возможностейпрограммы МРР. Выставка
фотографий, рисунков, фигур,диаграмм
1
12
Изучение и освоение возможностейпрограммы МРР. Выставка
фотографий, рисунков, фигур,диаграмм
Изучение и освоение возможностейпрограммы МРР. Выставка
фотографий, рисунков, фигур,диаграмм
1
14
Программа МРР. Анимации.Настройка анимации
1
15
Программа МРР. Анимации.Настройка анимации
1
16
Программа МРР. Анимации.
1
13
1
Настройка анимации
17
Программа МРР. Дизайн
1
18
Программа МРР. Дизайн
1
19
20
21
Программа МРР. Дизайн
Фотографии на слайдах. Работа сфотографиями
Фотографии на слайдах. Работа сфотографиями
1
1
1
22
Требования к компьютернойпрезентации.
1
23
Требования к компьютерной презентации.
1
24
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
1
25
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
1
26
Практическое занятие. Составлениепервой презентации по заданному тексту
1
27
Практическое занятие. Составлениепервой презентации по заданному тексту
1
28
Практическое занятие. Составлениепервой презентации по заданному тексту
1
29
Подготовка проектной документации квыступлению на конкурсе. Обработка информации.
Интервью. Визитка
Подготовка проектной документации квыступлению на конкурсе. Обработка информации.
Интервью. Визитка
1
30
31
32
33
34
Содржание курса
34 часа 4 класс
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
Твои впечатления работы надпроектом
Пожелания будущим проектантам
Страница благодарности тем, ктоподдерживал тебя в этом году.
1
1
1
1
1
Составление паспорта проекта (2ч.)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение
проблемы. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта
проекта.
Создание постера (3ч.)
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Создание мини-постера.
Освоение программы МРР (6ч.)
Изучение и освоение возможностей программы MPP . Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Программа MPP. Анимация. Настройка
анимации. Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах. Требования к компьютерной презентации. Закрепление полученных умений и
навыков в работе с программой MPP. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование.(3ч.)
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам.
Виды проектов.(10ч.)
Исследовательско-творческий проект. Творческий проект. Ролево-игровой проект. Информационно-ориентированный проект. Практикоориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект. Виды презентационных проектов.
Работа с памятками.(2ч.)
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся(6ч.)
.Формирование умения в работе с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Использование
ресурсов Интернета при подготовке презентации. Программа Microsoft Offis Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и
абзацев.
Защита проектов.(2ч.)
Проект «Говорите правильно», «Природа родного края», «Числа вокруг нас».
Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
Тема
1
Твои новые интересы и увлечения.
Кол.
часов
1
2
Виды проектов.
1
3
Исследовательски-творческий проект
1
4
Творческий проект
1
5
Ролево-игровой проект
1
6
Ролево-игровой проект
1
7
Исследовательский проект свыдвижением гипотезы и последующей ее проверкой
1
8
Исследовательский проект свыдвижением гипотезы и последующей ее проверкой
1
9
Информационно-исследовательский проект
1
10
Информационно-исследовательскийпроект
1
11
Практико-ориентированный проект
1
12
Практико-ориентированный проект
1
13
Монопредметный проект
1
14
Монопредметный проект
1
15
Межпредметный проект
1
16
Виды презентационных проектов
1
17
Вид презентации проекта, как отчетучастников исследовательской экспедиции
1
18
Вид презентации проекта, в рамках научной конференции
1
19
Правильная подготовка презентации кпроекту
1
20
Работа с Памяткой при подготовкепубличного выступления
1
21
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления
1
22
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы вовремя работы над проектом
1
23
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы вовремя работы над проектом
1
24
Типичные ошибки проектантов
1
25
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
1
26
27
Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой
Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой
1
1
28
Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.
1
29
Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.
1
30
Практическая работа
1
31
Использование ресурсов Интернетапри подготовке к презентации
1
32
Программа Microsoft Office Word.Формирование навыков работы с текстом по настройке полей и
абзацев.
1
33
Твои впечатления от работы проектов.
1
34
Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в
этомгоду. Советы мудрого Дельфина на лето.
1
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, –119 с.
/Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е.
1.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература,
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение,
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ. /Юным
умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Электронные ресурсы:
1.
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
(09.03.11)
2.
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
3.
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать
помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/