Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
приказ № 49 от 07.06.2021 года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
4 класс
д. Верх - Тиса
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего
образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Программа рассчитана на 1 год обучения (4 класс), включает 4 модуля (читательская,
естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование,
игра, викторина, квест, квиз, проект.
Промежуточная аттестация. Тестирование, опрос.
Планируемые результаты.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
4 класс - Уровень понимания и применения
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность
Математическая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Финансовая
грамотность
-Находит и извлекает
информацию
из
различных текстов
-применяет
извлеченную из текста
информацию
для
решения разного рода
проблем
-Находит и извлекает
математическую
информацию
в
различном контексте
применяет
математические
знания для решения
разного рода проблем
-Находит и извлекает
информацию
о
естественнонаучных
явлениях
из
различных текстов
-объясняет
и
описывает
естественно-научные
явления на основе
имеющихся научных
знаний
-Находит
и
извлекает
финансовую
информацию
в
различном
контексте
-применяет
финансовые знания
для
решения
разного
рода
проблем
-Объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной жизни
на
основе
математических
знаний с позиции
норм
морали
и
общечеловеческих
ценностей
-Объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной жизни
на
основе
естественнонаучных
знаний с позиции
норм
морали
и
общечеловеческих
ценностей
-Оценивает
финансовые
действия
в
конкретных
ситуациях
с
позиции
норм
морали
и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны
Личностные
-оценивает содержание
прочитанного
с
позиции норм морали
и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную позицию
по
отношению
к
прочитанному
Содержание курса
4 класс
В 4 классе программа реализуется с модуля по формированию читательской грамотности. На
каждый модуль отводится одна учебная четверть. четверть - модуль «читательская грамотность».
четверть - модуль «математическая грамотность», четверть - модуль «естественнонаучная
грамотность», четверть - модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное
развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 4 классе
обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из
текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
Тематическое планирование
4 класс
№
Содержание
Теория Всего
1. Читательская грамотность
Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источникинформации
1
1
Сопоставление содержания текстов разговорногостиля.
Личная ситуация в текстах.
1
1
Работа с текстом: как выделить главную мысль текстаили его
частей?
1
2
Типы текстов: текст-описание.
1
1
Типы текстов: текст-повествование.
1
1
Типы текстов: текст-рассуждение.
1
1
Работа со сплошным текстом.
1
1
Применение чисел и действий над ними. Счет идесятичная
система счисления.
1
1
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
1
Задачи на взвешивание.
1
2
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах итех, кто
всегда говорит правду.
1
1
1
1
2
1
2. Математическая грамотность
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в видетаблиц,
диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.
1
3. Естественно-научная грамотность
Движение и взаимодействие
химических реакций.
частиц.
Признаки
1
1
Воздух и его свойства.
1
1
Углекислый газ в природе и его значение.
1
1
Вода. Уникальность воды.
1
2
Почвы и их свойства
1
1
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство сминералами,
горной породой и рудой.
1
1
2
1
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни
на Земле. Свойства живых организмов.
Проведение рубежной аттестации.
1
4. Финансовая грамотность
Как появились деньги? Что могут деньги?
1
1
Деньги в разных странах
1
1
Деньги настоящие и ненастоящие
1
1
Как разумно делать покупки?
1
1
Кто такие мошенники?
1
1
Личные деньги
1
1
Сколько стоит «своё дело»?
1
1
Проведение рубежной аттестации.
1