Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 49 от 07.06.2021 года
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
для 5-8 классов
д.Верх – Тиса
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»
(зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);
4. Устава Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»;
5.Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»;
6. Учебного плана МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»;
7. Авторская программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
• развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительной, ассоциативной и образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений пластических, конструктивных и декоративных искусств;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задача учителя в обучении:
• научить учащихся планированию своей работы, осознанному регулированию своей учебной деятельности.
• ученик должен уметь определить цель своей работы, выявить ее этапы, находить соответствующие средства для достижения цели,
• ученик должен знать критерии оценки и уметь оценивать результаты своей работы.
Программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-8 классов составлена из расчета 34 часа в год.
2
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
3
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, зрительной памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений
• в проговаривании последовательности действий на уроке;
• в умении учиться работать по предложенному учителем плану;
• в умении по заданному алгоритму выполнять собственные эскизы;
• в умении учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• в умении учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
4
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
• в познавательной сфере:
- познать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различать виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительных искусств, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству ик жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии
их видов и жанров;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведении искусства;
• в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности;
Развивать образное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на
материале пластических искусств;
5
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства,
уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
-проявлять устойчивый интерес к искусству художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
• в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности как в традиционных,
так и в инновационных (информационных в7-8 классах) технологиях ;
Основные содержательные линии:
возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства пластических искусств; связь времен в искусстве на примере художественных образов.
Основные виды учебной деятельности:
Восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
•определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного общения, уметь передавать единство формы и декора
(на доступном для данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
6
• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и её значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения
мира;
• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
• композиционным навыком работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
•создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и
глубины пространства;
• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
• творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззрених смыслов;
• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
• навыкам создания пейзажных зарисовок;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива:
• пользоваться правилами работы на пленэре;
• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной
выразительности живописного произведения;
• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
7
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению, по памяти;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов;
• использовать графические материалы в работе над портретом;
• использовать образные возможности освещения в портрете;
• пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников – портретистов и определять их произведения;
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений – шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в
истории искусства;
• приёмам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщённый и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
•изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
• узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематические картины;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
• творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;
•творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• называть имена великих еврейских и русских художников, творивших на библейские темы;
• узнавать и характеризовать произведения великих еврейских и русских художников на библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войны;
• творческому опыту лепки памятника, посвященному значимому историческому событию или историческому герою;
8
• анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительного восприятия;
• характеризовать временные и пространственные искусства;
• понимать разницу между реальностью и художественным образом;
• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг И. Я. Билибин, В. А. Милашевский, В. А. Фаворский;
• опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.
д.);
• представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
• понимать сочетание различных объёмов в здании;
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материала;
• иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху;
• осознавать чертеж как плоскостное изображение объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
• применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
• использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
9
• использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных и исторических комплектов
одежды;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов
Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублёва в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык
при моделировании архитектурного пространства;
• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку,
обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
• проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
• создавать художественную композицию макета книги, журнала;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
10
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
• называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
• понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
• определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна»
• использовать навыки формообразования, использования объёмов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
• применять творческий опыт разработки художественного проекта- создания композиции на определённую тему;
• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф. О. Шехтель. А. Гауди;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
• характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
• получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
• использовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией;
• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актёрского перевоплощения;
• называть имена великих актёров российского театра XX века (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский);
• различать особенности художественной фотографии;
• различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• различать понятия: игровой и документальный фильм;
• называть имена мастеров российского кинематографа. С. М. Эйзенштейн, А. А. Тарковский, С. Ф. Бондарчук, Н. С. Михалков;
• понимать основы искусства телевидения;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
• применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
• применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
11
• добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
• использовать элементарные навыки основ фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса, плана как художественновыразительных средств фотографии;
• применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.);
• пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочётов и случайностей;
• понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
• применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
• применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра4
• использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа;
• применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной
анимации;
• смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
• использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
• реализовать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
12
3. Содержание учебного предмета
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба:
единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках
(Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели,
Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном
искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин,
И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о
выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне,
Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве
XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов,
Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический
жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
13
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и
дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская
усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История
костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской
Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской
живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования
в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные
шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская
классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.
Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический
музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О.
Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель).
Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества.
Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой
деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).
14
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
4. Тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
1
Древние образы в народном искусстве
1
2
Убранство русской избы
1
3
Внутренний мир русской избы
1
4
Конструкция и декор предметов народного быта.
1
5
Русская народная вышивка
1
6
Народный праздничный костюм
1
7
Народные праздничные обряды
2
8
Древние образы в современных народных игрушках
2
9
Искусство Гжели
1
10
Городецкая роспись
1
11
Хохлома
1
12
Жостово. Роспись по металлу.
1
13
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
1
14
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)
1
15
Зачем людям украшения.
2
16
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
2
17
Одежда «говорит» о человеке.
4
18
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
3
19
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
1
20
Современное выставочное искусство
1
21
Ты сам – мастер прикладного искусства
5
15
34 часа
Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
1
2
Рисунок — основа изобразительного творчества
1
3
Линия и ее выразительные возможности
1
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
1
5
Цвет. Основы цветоведения
1
6
Цвет в произведениях живописи
1
7
Объемные изображения в скульптуре
1
8
Основы языка изображения
1
9
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
10
Изображение предметного мира — натюрморт
1
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
1
13
Освещение. Свет и тень
1
14
Натюрморт в графике
1
15
Цвет в натюрморте
1
16
Выразительные возможности натюрморта
1
17
Образ человека — главная тема искусства
1
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
1
19
Изображение головы человека в пространстве
1
16
20
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека
1
21
Портрет в скульптуре
2
22
Сатирические образы человека
1
23
Образные возможности освещения в портрете
1
24
Портрет в живописи
1
25
Роль цвета в портрете
2
26
Великие портретисты
1
27
Жанры в изобразительном искусстве
1
28
Изображение пространства
1
29
Правила линейной и воздушной перспектив
1
30
Пейзаж настроения. Природа и художник
1
31
Городской пейзаж
1
32
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
34 часа
Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
1
Изображение фигуры человека в истории искусства
1
2
«Великие скульпторы».
1
3
Пропорции и строение фигуры человека
1
4
Лепка фигуры человека
2
5
Изображение фигуры человека с использованием таблиц.
1
6
Набросок фигуры человека
1
7
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
1
8
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
1
17
9
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
1
10
Сюжет и содержание в картине
1
11
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве
2
12
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
1
13
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
1
14
«Передвижники».
1
15
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох
1
16
Сложный мир исторической картины.
3
17
Зрительские умения, и их значение для современного человека.
1
18
Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи».
1
19
Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.
1
20
Библейская тема в изобразительном искусстве.
1
21
Крупные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1
22
Эрмитаж-сокровищница мировой культуры.
1
23
Плакат и его виды.
3
24
Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
4
25
Итоговый урок по теме: «Изобразительное искусство в жизни человека»
1
34 часа
Тематическое планирование по изобразительному искусству 8 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
1
Введение в искусство архитектуры. Архитектура и её функции в жизни людей.
1
2
История архитектуры. Первоэлемент архитектуры.
1
3
Место- расположение памятника и его значение. Выполнение эскиза-проекта монумента Славы.
2
4
Истоки монументальных видов искусства. Наскальная живопись.
1
18
5
Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура. Монументальная живопись.
2
6
Монументальная скульптура. Выполнение рельефа.
1
7
Виды монументальной живописи. «Что я знаю о фреске?»
1
8
Витраж. Картины-окна. Выполнение витражной розетки.
2
9
Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу.
2
10
Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера школы.
3
11
Ордерная система и её соизмеримость с человеком. Выполнение ордерной колонны.
2
12
Архитектура как отражение миропонимания. Античность.
2
13
Романский и готический стили.
2
14
Художественный образ архитектуры эпохи Возрождения.
1
15
Архитектура барокко и классицизма.
1
16
Стилевые направления в архитектуре XIX-XX веков.
1
17
Архитектура Руси X-XII веков.
2
18
Русская архитектура XIII-XVII веков. Русские кремли.
2
19
Архитектура Москвы.
1
20
Архитектура Санкт-Петербурга.
1
21
Архитектура Екатеринбурга.
1
22
Викторина «Архитектура и монументальные виды искусства».
1
23
Обобщающие уроки
1
34 часа
19