Методические рекомендации по ГПД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
УСЛУГИ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО
ДНЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 66 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон) в образовательной организации, реализующей образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее – общеобразовательные организации), могут быть созданы условия
для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (далее –
ГПД). Решение об открытии ГПД и о режиме пребывания в ней детей принимается
общеобразовательными организациями с учетом мнения родителей (законных
представителей)

обучающихся

в

порядке,

определенном

уставом

общеобразовательной организации. В ГПД осуществляются присмотр и уход
за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут
проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.
Под
по

присмотром

организации

и

питания

уходом
и

за

детьми

понимается

хозяйственно-бытового

комплекс

обслуживания

мер
детей,

обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2
Федерального закона).
При организации присмотра и ухода за детьми в ГПД учитываются
требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г.
№ 2, и санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и

молодежи»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного

2
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (далее
соответственно – СанПиН и СП).
Конкретные
по

обязательства

осуществлению

присмотра

и

общеобразовательной
ухода

за

детьми

в

организации

ГПД

рекомендуем

предусмотреть в договоре между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учетом
СанПиН и СП.
В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона
за присмотр и уход за ребенком учредитель общеобразовательной организации
устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее –
родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом.
Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее
с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им
случаях

и

порядке.

В

случае,

если

присмотр

и

уход

за

ребенком

в общеобразовательной организации оплачивает учредитель, родительская плата
не устанавливается.
Рекомендуем рассмотреть возможность включения в категорию родителей
(законных

представителей)

несовершеннолетних

обучающихся,

с

которых

не взимается родительская плата, либо у которых ее размер снижен, прибывших
с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,
Украины.
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной
программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего
образования,

а

также

расходов

на

содержание

недвижимого

имущества

государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую
плату за осуществление присмотра и ухода за ребенком в ГПД в таких организациях
(часть 9 статьи 66 Федерального закона).
При этом напоминаем, что курсы внеурочной деятельности в соответствии
с

федеральными

соответствующего

государственными
уровня

образования

образовательными
являются

частью

стандартами
основных

3
общеобразовательных программ.
Дополнительно информируем, что с 25 июля 2022 г. вступила в силу норма
Федерального закона о праве органов государственной власти субъектов Российской
Федерации на дополнительное финансовое обеспечение деятельности ГПД
(Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8
и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут
осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации
в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное
управление

в

сфере

образования,

органы

местного

самоуправления,

осуществляющие управление в сфере образования, разрабатывают нормативные
акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД
в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.
Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру
и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях могут содержать
в том числе:
перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД;
методику расчета стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД
(в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);
перечень

льготных

категорий

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних обучающихся;
порядок снижения размера родительской платы для отдельных категорий
родителей (законных представителей);
модель договора между общеобразовательной организацией и родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении
услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД;
Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими
организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой

4
с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов
общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу
за детьми в ГПД.
В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных
сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона
рекомендуем:
организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу
за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворенности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;
организовать

регулярную

разъяснительную

работу с педагогическими

работниками и родительской общественностью по вопросам осуществления
присмотра и ухода за детьми в ГПД;
обеспечить оперативное размещение информации об организации присмотра
и ухода за детьми в ГПД на официальном сайте общеобразовательной организации
в информационно-коммуникационной сети «Интернет».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».