Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2023
СОГЛАСОВАНО
Совет школы
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ АГО «Верх – Тисинская
ООШ»
___________________ Куимов А.В.
Приказ № 88/1 от 31.08.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
2023 – 2024 учебный год
д.Верх – Тиса, 2023 год
•
•
•
•
Пояснительная записка
В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной становится такая организация образования,
которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные
преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в
следующих его характеристиках:
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса
доступность глобального знания и информации для каждого
адаптивность к возникающим изменениям
Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе нормативно-правовой документации:
• Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
• СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года.
• СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом
Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н (зарегистрирован
Министерством юстиции РФ 17 декабря 2021г., регистрационный № 66403), действующим до 1 сентября 2028 года.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного
образования детей»
• Устав МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
• Положение о дополнительном образовании МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа»
Организация предоставления дополнительного образования детям является бесплатным видом услуги в рамках
финансируемыхобразовательных программ за счет областных средств. Дополнительное образование детей представляет
собой процесс:
воспитания обучающихся;
обучения обучающихся посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ и осуществления
образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Целью системы дополнительного образования в МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа» в
первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Развитие мотивации личности к познанию и
творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Дополнительное образование в школе решает следующие задачи:
• создание условий для формирования системы дополнительного образования на базе образовательной организации
• обеспечение необходимых условий для развития личности каждого обучающегося
• обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности и эффективности образования для различных
категорий детей через интеграцию основного и дополнительного образования по различным направлениям:
• расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования;
• укрепление здоровья обучающихся;
• профессиональное самоопределение;
• развитие творческих способностей;
• накопление социального опыта;
• формирование общей культуры;
• организация содержательного досуга.
Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и позволяет коллективу показать свои достижения
посредством творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного и внеурочного)
развития творческой деятельности.
Данная система имеет свои преимущества:
• обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
• детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую
(по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития);
• учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими
интересами, добровольностью совместной деятельности.
Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и интеллектуальному труду, формирует всесторонне
развитую личность, реализует право детей на развитие своих способностей.
•
•
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 1- 9 классов школы. Для обучающихся 1- классов
также реализуются программы внеурочной деятельности в рамках плана внеурочной деятельности обучающихся 1-9 классов школы.
Дополнительная общеобразовательная программа школы
2023-2024 учебный год
Объединения дополнительного
образования
1 -9 классы
В школе работают объединения дополнительного
социально-педагогического направлений.
Направления развития
Направление
(качества выпускника)
деятельности
Цель работы по данному направлению
Объединения внеурочной
деятельности
1-9 классы
образования
физкультурно-спортивного, художественного, и
Название
объединения
дополнительного образования
Срок работы
Руководитель
объединения
Физкультурно- спортивное
Здоровье (здоровы й
образ
жизни), сохранение собствен
ного здоровья
ДОП
Формирование
стремления
к «Баскетбол»
здоровому
образу
жизни,
«Волейбол»
осознание здоровья как одной из
главных жизненных ценностей.
«Спортивные подвижные
игры»
5
Куимов А.В
5
Ватолин А.А.
5
Зульфикаров И.В.
Художественное
Социально- гуманитарное
Уважение к человеку
труда, практический
опыттрудовой и
творческой деятельности
Саморазвитие
Развитие коммуникативной и эмоциональной «Школьный театр»
сферы личности ребёнка, содействие его
социализации, выявление иразвитие задатков
и творческих способностей
младших
школьников.
1 год
Сюзева Г.В.
Формирование знаний об основных сферах «ЮИД»
социальной жизни общества, устройстве
общества,
расширение
«социальной» практики
4 года
Абросимова В.В..
«Реальная математика»
2 года
Абросимова В.В..
«Юнармия»
2 года
Ватолин А.А.
«Проектная мастерская»
2 года
Озорнина Л.В.
«Дружина юных
пожарных»
1 год
Зульфикаров В.Т.
На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем 2023-2024 учебном году отведено 9 часов.
Исходя из целей воспитательной работы школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2023-2024
учебном году в школе функционирует 9 объединений дополнительного образования ( 3спортивные секции, 1 школьный театр,
5- социально-педагогических), 10 групп.
Из 9 объединений дополнительного образования 1 - работает в начальной школе, 8- в основной школе (объединения
дополнительного образования разновозрастного состава включены в разные образовательные уровни).
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для обучающихся в МКОУ АГО «Верх – Тисинская
ООШ» составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются дополнительной нагрузкой к основной
образовательной программе.
При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности каждый ребенок должен представить
справку от врача о состоянии здоровья и заключении о возможности заниматься в группах дополнительного образования по
избранному профилю.
Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и составление расписания несёт заместитель
директора, курирующий воспитательную работу в школе, по представлению педагогических работников и согласованию с
заместителем директора по оздоровительной работе. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или
изменение расписания производится только с согласия заместителя директора по воспитательной работе и оформляется
документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением
объединений дополнительного образования обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 40 минут.
Начало занятий в объединениях дополнительного образования не ранее 8.00 ч., а окончание — не позднее 20.00 ч. для
обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются дополнительной образовательной программой педагога,
а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного
образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования в учебные дни -1,5 часа, в
каникулярные - 3 часа. Продолжительность одного занятия — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для отдыха
обучающихся и проветривания помещения.
В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной
деятельности: аудиторные занятия, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут
проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально.
Анализ контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам
ФИО
педагога
Колво
часов
Название
Куимов А.В
1 час
«Баскетбол»
Ватолин А.А.
1 час
Зульфикаров И.В.
Сюзева Г.В.
Абросимова В.В..
«Волейбол»
1 час «Спортивные подвижные
игры»
1 час «Школьный театр»
1 час «ЮИД»
Абросимова В.В..
Ватолин А.А.
Озорнина Л.В.
1 час
Зульфикаров В.Т.
1 час
ИТОГО:
9 час
1 час
1 час
Кол-во детей
всего
дев
10
13
Классы Время занятия
5
мальчик
ов
5
дни
часы
7,8
СР
16:00
7
6
6-9
ЧТ.
16.00-
Кол-во
групп
1
10
5
5
7-8
ПН.
16.00-
1
1
15
15
7
8
8
7
1-4
2-5
ЧТ.
СР.
14.0014.00-
1
1
«Реальная математика»
«Юнармия»
«Проектная мастерская»
3
1
2
9
ВТ
1
10
5
5
7,8
ЧТ
16:00
16:00
5
3
2
8
ПН
16:00
1
«Дружина юных
пожарных»
8
3
5
7,9
ПТ
16.20
1
1
9
Объединения в начальной школе рассчитаны на развитие художественных способностей младших школьников, формирование,
формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны
Обучающиеся основной школы посещают в основном спортивные секции и объединения, рассчитанные на развитие
креативного мышления, коммуникативных способностей.
Деятельность объединений дополнительного образования школы направлена на:
1.
Обеспечение доступности дополнительного образования для детей разного возраста;
2.
Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей учеников в объединениях по интересам;
3.
Формирование условий для создания единого образовательного пространства;
4.
Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и
социальной активности.
Учебный план объединений дополнительного образования
Уровень
образования
Направленность
образовательных
программ
Название объединения
Всего часов
2023-2024
учебном году
«Школьный театр»
Кол-во часов в неделю
по годам обучения на
одну группу
1
2
3
4
год год год год
1
Начальное
общее
образование
Художественная
Социально –
гуманитарное
«ЮИД»
1
34
2
68
1
1
1
34
34
34
ИТОГО
ос
осно
Физкультурно
спортивная
направленность
– «Баскетбол»
«Волейбол»
«Спортивные игры»
34
в
Социально – гуманитарное «Реальная математика»
1
34
«Юнармия»
1
34
«Проектная мастерская»
1
34
«Дружина юных пожарных»
1
34
ИТОГО:
7
ИТОГО:
9
2
238
306
Краткая характеристика направлений дополнительных общеобразовательных программ:
Физкультурно-спортивные объединения:
- физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию
движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение
терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть
накопившуюся энергию в конструктивной форме.
Художественно-эстетические объединения:
- физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению; воспитывают
творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель,
восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов
и др.
Социально-педагогические объединения:
- физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить
правильно и красиво;
- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать
других людей; развитие основных психических функций - внимания и памяти; преодоление страха перед публичными
выступлениями; развитие воображения; возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с основами журналистики.
Культурологические объединения: деятельность объединений направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей
в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления
деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.
Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы:
• удовлетворение потребностей и интересов детей;
• развитие социальной грамотности, активности, самостоятельности ребёнка;
• оздоровление ребёнка через снятие психического напряжения в результате смены вида деятельности;
• освоение ребёнком различных социальных ролей.
Основные условия для реализации дополнительной общеобразовательной программы
Обеспеченность учебными программами:
Количество программ на всех этапах обучения — 9.
Программы дополнительного образования:
• «Волейбол»
• «Спортивные подвижные игры»;
• «Баскетбол»;
• «Дружина юных пожарных».
• «ЮИД»;
• «Проектная мастерская»;
• «Реальная математика»;
• «Юнармия»;
Материально-техническая обеспеченность:
• Спортивный зал
• Школьный музей
Центр детских инициатив
• Финансовая
доступность:
• Все кружки и секции для детей в школе бесплатны.
Обеспеченность кадрами:
Педагоги дополнительного образования:
№ ФИО
1 Куимов А.В
2 Ватолин А.А.
3 Зульфикаров И.В.
4 Сюзева Г.В.
5 Абросимова В.В..
6 Озорнина Л.В.
7 Зульфикаров В.Т.
Квалификационная категория
соответствие занимаемой должности
соответствие занимаемой должности
соответствие занимаемой должности
соответствие занимаемой должности
первая
высшая
соответствие занимаемой должности
Наличие условий для развития:
Все кружки и секции работают по заранее составленному и утвержденному директором расписанию, соблюдая санитарногигиенические нормы. В расписании предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия. В деятельности
дополнительного образования прослеживается возрастной подход.
Практикуются разновозрастные смешанные объединения: «Спортивные подвижные игры», «Баскетбол», «Волейбол»,
«Школьный театр», «Юнармия».
Помимо дополнительных общеобразовательных программ в школе реализуются программы внеурочной деятельности,
которые помогают расширить возможности дополнительного образования школы и дают возможность обучающимся
реализовать свои потребности в развитии интеллектуальных, творческих способностей.