Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2023 СОГЛАСОВАНО Совет школы УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ АГО «Верх – Тисинская ООШ» ___________________ Куимов А.В. Приказ № 88/1 от 31.08.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 2023 – 2024 учебный год д.Верх – Тиса, 2023 год • • • • Пояснительная записка В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека вариативность содержания и форм организации образовательного процесса доступность глобального знания и информации для каждого адаптивность к возникающим изменениям Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе нормативно-правовой документации: • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года. • СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 17 декабря 2021г., регистрационный № 66403), действующим до 1 сентября 2028 года. • Распоряжение Правительства Российской Федерации от04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей» • Устав МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа» • Положение о дополнительном образовании МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа» Организация предоставления дополнительного образования детям является бесплатным видом услуги в рамках финансируемыхобразовательных программ за счет областных средств. Дополнительное образование детей представляет собой процесс: воспитания обучающихся; обучения обучающихся посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ. Целью системы дополнительного образования в МКОУ АГО «Верх – Тисинская основная общеобразовательная школа» в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Дополнительное образование в школе решает следующие задачи: • создание условий для формирования системы дополнительного образования на базе образовательной организации • обеспечение необходимых условий для развития личности каждого обучающегося • обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности и эффективности образования для различных категорий детей через интеграцию основного и дополнительного образования по различным направлениям: • расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования; • укрепление здоровья обучающихся; • профессиональное самоопределение; • развитие творческих способностей; • накопление социального опыта; • формирование общей культуры; • организация содержательного досуга. Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и позволяет коллективу показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного и внеурочного) развития творческой деятельности. Данная система имеет свои преимущества: • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); • детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); • учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и интеллектуальному труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право детей на развитие своих способностей. • • Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 1- 9 классов школы. Для обучающихся 1- классов также реализуются программы внеурочной деятельности в рамках плана внеурочной деятельности обучающихся 1-9 классов школы. Дополнительная общеобразовательная программа школы 2023-2024 учебный год Объединения дополнительного образования 1 -9 классы В школе работают объединения дополнительного социально-педагогического направлений. Направления развития Направление (качества выпускника) деятельности Цель работы по данному направлению Объединения внеурочной деятельности 1-9 классы образования физкультурно-спортивного, художественного, и Название объединения дополнительного образования Срок работы Руководитель объединения Физкультурно- спортивное Здоровье (здоровы й образ жизни), сохранение собствен ного здоровья ДОП Формирование стремления к «Баскетбол» здоровому образу жизни, «Волейбол» осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей. «Спортивные подвижные игры» 5 Куимов А.В 5 Ватолин А.А. 5 Зульфикаров И.В. Художественное Социально- гуманитарное Уважение к человеку труда, практический опыттрудовой и творческой деятельности Саморазвитие Развитие коммуникативной и эмоциональной «Школьный театр» сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление иразвитие задатков и творческих способностей младших школьников. 1 год Сюзева Г.В. Формирование знаний об основных сферах «ЮИД» социальной жизни общества, устройстве общества, расширение «социальной» практики 4 года Абросимова В.В.. «Реальная математика» 2 года Абросимова В.В.. «Юнармия» 2 года Ватолин А.А. «Проектная мастерская» 2 года Озорнина Л.В. «Дружина юных пожарных» 1 год Зульфикаров В.Т. На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем 2023-2024 учебном году отведено 9 часов. Исходя из целей воспитательной работы школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2023-2024 учебном году в школе функционирует 9 объединений дополнительного образования ( 3спортивные секции, 1 школьный театр, 5- социально-педагогических), 10 групп. Из 9 объединений дополнительного образования 1 - работает в начальной школе, 8- в основной школе (объединения дополнительного образования разновозрастного состава включены в разные образовательные уровни). Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для обучающихся в МКОУ АГО «Верх – Тисинская ООШ» составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются дополнительной нагрузкой к основной образовательной программе. При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья и заключении о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и составление расписания несёт заместитель директора, курирующий воспитательную работу в школе, по представлению педагогических работников и согласованию с заместителем директора по оздоровительной работе. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия заместителя директора по воспитательной работе и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением объединений дополнительного образования обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 40 минут. Начало занятий в объединениях дополнительного образования не ранее 8.00 ч., а окончание — не позднее 20.00 ч. для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования в учебные дни -1,5 часа, в каникулярные - 3 часа. Продолжительность одного занятия — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещения. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально. Анализ контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам ФИО педагога Колво часов Название Куимов А.В 1 час «Баскетбол» Ватолин А.А. 1 час Зульфикаров И.В. Сюзева Г.В. Абросимова В.В.. «Волейбол» 1 час «Спортивные подвижные игры» 1 час «Школьный театр» 1 час «ЮИД» Абросимова В.В.. Ватолин А.А. Озорнина Л.В. 1 час Зульфикаров В.Т. 1 час ИТОГО: 9 час 1 час 1 час Кол-во детей всего дев 10 13 Классы Время занятия 5 мальчик ов 5 дни часы 7,8 СР 16:00 7 6 6-9 ЧТ. 16.00- Кол-во групп 1 10 5 5 7-8 ПН. 16.00- 1 1 15 15 7 8 8 7 1-4 2-5 ЧТ. СР. 14.0014.00- 1 1 «Реальная математика» «Юнармия» «Проектная мастерская» 3 1 2 9 ВТ 1 10 5 5 7,8 ЧТ 16:00 16:00 5 3 2 8 ПН 16:00 1 «Дружина юных пожарных» 8 3 5 7,9 ПТ 16.20 1 1 9 Объединения в начальной школе рассчитаны на развитие художественных способностей младших школьников, формирование, формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны Обучающиеся основной школы посещают в основном спортивные секции и объединения, рассчитанные на развитие креативного мышления, коммуникативных способностей. Деятельность объединений дополнительного образования школы направлена на: 1. Обеспечение доступности дополнительного образования для детей разного возраста; 2. Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей учеников в объединениях по интересам; 3. Формирование условий для создания единого образовательного пространства; 4. Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. Учебный план объединений дополнительного образования Уровень образования Направленность образовательных программ Название объединения Всего часов 2023-2024 учебном году «Школьный театр» Кол-во часов в неделю по годам обучения на одну группу 1 2 3 4 год год год год 1 Начальное общее образование Художественная Социально – гуманитарное «ЮИД» 1 34 2 68 1 1 1 34 34 34 ИТОГО ос осно Физкультурно спортивная направленность – «Баскетбол» «Волейбол» «Спортивные игры» 34 в Социально – гуманитарное «Реальная математика» 1 34 «Юнармия» 1 34 «Проектная мастерская» 1 34 «Дружина юных пожарных» 1 34 ИТОГО: 7 ИТОГО: 9 2 238 306 Краткая характеристика направлений дополнительных общеобразовательных программ: Физкультурно-спортивные объединения: - физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу; - психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде; - дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме. Художественно-эстетические объединения: - физическое развитие: развивают мелкую моторику; - психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению; воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение; - дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и др. Социально-педагогические объединения: - физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво; - психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей; развитие основных психических функций - внимания и памяти; преодоление страха перед публичными выступлениями; развитие воображения; возможность для самовыражения; - дополнительные преимущества: знакомство с основами журналистики. Культурологические объединения: деятельность объединений направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское. Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы: • удовлетворение потребностей и интересов детей; • развитие социальной грамотности, активности, самостоятельности ребёнка; • оздоровление ребёнка через снятие психического напряжения в результате смены вида деятельности; • освоение ребёнком различных социальных ролей. Основные условия для реализации дополнительной общеобразовательной программы Обеспеченность учебными программами: Количество программ на всех этапах обучения — 9. Программы дополнительного образования: • «Волейбол» • «Спортивные подвижные игры»; • «Баскетбол»; • «Дружина юных пожарных». • «ЮИД»; • «Проектная мастерская»; • «Реальная математика»; • «Юнармия»; Материально-техническая обеспеченность: • Спортивный зал • Школьный музей Центр детских инициатив • Финансовая доступность: • Все кружки и секции для детей в школе бесплатны. Обеспеченность кадрами: Педагоги дополнительного образования: № ФИО 1 Куимов А.В 2 Ватолин А.А. 3 Зульфикаров И.В. 4 Сюзева Г.В. 5 Абросимова В.В.. 6 Озорнина Л.В. 7 Зульфикаров В.Т. Квалификационная категория соответствие занимаемой должности соответствие занимаемой должности соответствие занимаемой должности соответствие занимаемой должности первая высшая соответствие занимаемой должности Наличие условий для развития: Все кружки и секции работают по заранее составленному и утвержденному директором расписанию, соблюдая санитарногигиенические нормы. В расписании предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия. В деятельности дополнительного образования прослеживается возрастной подход. Практикуются разновозрастные смешанные объединения: «Спортивные подвижные игры», «Баскетбол», «Волейбол», «Школьный театр», «Юнармия». Помимо дополнительных общеобразовательных программ в школе реализуются программы внеурочной деятельности, которые помогают расширить возможности дополнительного образования школы и дают возможность обучающимся реализовать свои потребности в развитии интеллектуальных, творческих способностей.