Программа Баскетбол

Управление образования Ачитского городского округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх –Тисинская основная общеобразовательная школа»

«Утверждаю»
Директор МКОУ Верх-тисинская ООШ
____________А.В.Куимов
Приказ от «30 » августа 2023 г №_87/1

.
Принято
на заседании педагогического
совета школы
Протокол №1от «30» августа 2023 г
№__

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Баскетбол»
(физкультурно – спортивная направленность)

Программу разработал:
Куимов А.В.
Возраст участников: с 10 до 17 лет
Срок реализации программы: 1 год

2023 г.

Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе
ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол» авторы: Г.А.
Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
Предлагаемая программа по баскетболу имеет физкультурно-спортивную
направленность, предназначена для работы с учащимися 5—11 классов,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту, для углубленного
изучения раздела «Баскетбол» школьной программы.
Актуальность программы Баскетбол - один из игровых видов спорта в
программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.
Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и
внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по баскетболу,
физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в
общеобразовательном учреждении, на уровне района, матчевые встречи).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения,
обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему,
развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается
двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует
от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых
усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются
положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка,
баскетбольные щиты, мяч.
Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней
предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить
уровень соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает
также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы
предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе
использованы данные спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт
педагогов физической культуры и спорта.
На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие
овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических
способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной
активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет
оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы
детского организма.

Участниками программы дополнительного образования по баскетболу являются
учащиеся 5–11 классов 10–17лет Смирновской средней школы. Набор учащихся
свободный, принимаются все желающие на бесплатной основе. Занятия проводятся
1 раз в неделю по 45 минут. Программа дополнительного образования по
баскетболу рассчитана на 1год обучения. Включает в себя 34 часа учебного
времени.
Форма обучения включает в себя: Теоретические занятия, практические занятия,
групповые занятия, соревнования.
Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу на школьном и
районном уровне.
Цель: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных
умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных
способностей, приобщение регулярным тренировкам.
Задачи:
образовательные
- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.
- обучить технике и тактике двигательных действий.
воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом
спорта в свободное время;
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;
- совершенствовать навыки и умения игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности
организма;
оздоровительные
- укрепить физическое и психологическое здоровье.
- содействовать физическому развитию.
- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.

Учебно – тематический план
№
п/п

Темы занятий

кол-во
часов
всего
2

1

Основы знаний

2

Передвижения и остановки без мяча

2

3

Ведение мяча

8

4

Ловля и передача мяча

7

5

Броски мяча

7

6

Отбор мяча

2

7

Финты

3

8
9

Комбинации элементов техники
Тактика игры

теория
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий

практика

в процессе занятий

8
7
7
2
3
в процессе занятий

7

в процессе
занятий

10 Подвижные игры и эстафеты
11 Физическая подготовка
12 Судейская практика

7
в процессе занятий
в процессе занятий
в процессе занятий

Содержание программы
Краткая харак-ка вида
спорта. Требования к
технике безопасности
Овладение техникой
передвижений,
остановок, поворотов и
стоек
Освоение ловли и
передач мяча
Освоение техники
ведения мяча
Овладение техникой
бросков мяча

История баскетбола. Основные правила игры в
баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники
безопасности
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными
шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка
двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с
мячом. Комбинации из освоенных элементов техники
передвижений (перемещения в стойке, остановка,
поворот, ускорение)
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной
рукой от плеча, двумя от головы на месте и в
движении без и сопротивлением защитника, (в парах,
тройках, квадрате, круге) на разные расстояния.
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на
месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без и сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой.
Броски одной и двумя руками с места и в движении
(после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным
противодействием.

Освоение
индивидуальной
техники защиты
техника владения
мячом и развитие
координационных
способностей
техника перемещений,
владения мячом и
развитие
координационных
способностей
Освоение тактики игры

Овладение игрой и
комплексное развитие
психо-моторных
способностей
Формы контроля

Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача,
ведение, бросок
Комбинация из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.

Тактика свободного нападения. Позиционное
нападение (5:0) без и с изменением позиций игроков.
Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1).
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».
Игра по упрощённым правилам, игра по правилам
мини-б/б. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Практические тесты.

Планируемые результаты
В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся будут
знать:
• Историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире.
• Олимпийские игры современности (Сочи).
• правила техники безопасности.
• оказание помощи при травмах и ушибах.
• названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники.
• типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических
действий.
• упражнения для развития физических способностей (скоростных,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости).
• контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения.
• основное содержание правил по баскетболу.
• жесты судьи по баскетболу.
• игровые упр., подвижные игры, эстафеты с элементами б/б.
уметь:
• соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;
• выполнять технические приемы и тактические действия;

• контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятии;
• играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
• демонстрировать жесты судьи;
• проводить судейство по баскетболу.
Демонстрировать:
• Ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления
движения,
• в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком
от пола, на разные расстояния и точность;
• броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с
двух шагов.
Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей.
- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- организовывать и проводить упр. по баскетболу во время самостоятельных
занятий.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой
товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в
оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом
и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Качества личности учащихся
Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий
баскетболом:
сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.
трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во
времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность,
питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая
основа этих качеств.
выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена
владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и
хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене,
обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные
сбивающие внешние факторы.
решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное
решение, своевременно проводить его к исполнению.
мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и
волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность
смело и решительно бороться за достижение благородной цели.
уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского
характера.
дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям
долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое
качество для каждого человека.
самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать
цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.
воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и
опирается на его моральные качества.
Условия реализации программы
1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой.
2. Уличная баскетбольная площадка.
3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.
4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
5. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.
6. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры
7. Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы.
8. Хорошо оборудованный школьный стадион.

●
●

Формы аттестации
Опрос учащихся по пройденному материалу.
Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.

Мониторинг результатов по окончанию курса обучения.
Контроль соблюдения техники безопасности.
Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.
Контрольные игры с заданиями.
Выполнение контрольных упражнений.
Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.
Результаты соревнований.
Оценочные материалы

●
●
●
●
●
●
●

№

Тесты

1 Ведение мяча с обводкой стоек
(через 3 м). Отрезок 15 м. туда и
обратно
2 Челночный бег 3х10м с ведением
мяча (сек).

3 Штрафной бросок (из 10 бросков).

4

Бросок в кольцо после ведения
мяча (из 10 попыток).

5 Броски мяча в стенку с 3 м. и
ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

высокий
М
Д
10
11
8,8
9,8
8,5
9,5
8,4
9,4
8,6
9,0
8,3
8,6
8,1
8,5
8,0
8,4
5
5
5
5
6
6
6
6
5
5
6
6
7
7
8
8
19
18
20
19
21
20
22
20

результат
средний
М
Д
10,5
11,5
9,0
10
8,8
9,7
8,7
9,6
8,9
9,2
8,5
8,8
8,4
8,7
8,3
8,6
4
4
4
4
5
5
5
5
4
4
5
5
6
6
7
7
18
17
19
18
19
18
20
19

низкий
М
Д
11
12
9,3
10,3
9,0
10
9,0
10
9,2
9,4
8,8
9,0
8,7
9,0
8,6
9,0
3
3
3
3
4
4
4
4
3
3
4
4
5
5
6
6
17
16
18
17
18
17
19
19

Методическое обеспечение программы.
Раздел
Теоретическая
подготовка.

Форма занятия
Лекция, беседа,
посещение
соревнований.

Приёмы и методы учебновоспитательного процесса
Рассказ, изучение знаний по
физической культуре. Учебники
по физической культуре,
баскетболу. Методические
пособия по баскетболу,
спортивным играм, методике
занятий и тренировок. Правила
соревнований. Инструкции по
технике безопасности.
Нормативные документы по
дополнительному образованию.
Просмотр аудио и видео

Форма
подведения
итогов
Опрос учащихся.

Техническая
подготовка.

Тактическая
подготовка.

Объяснение, демонстрация технического
действия, практическое занятие, показ
видео материала,
посещение
соревнований.
Лекция, беседа, видео
материала, участие в
соревнованиях.

Физическая
подготовка.

Объяснение,
практическое занятие

Контроль
умений и
навыков

Соревнования (школьные, районные)
товарищеские встречи,
судейство и
организация
соревнований.

материала. Наблюдение за
соревнованиями.
Повторный,
дифференцированный, игровой,
соревновательный методы.

Контрольные
упражнения,
соревнования,
товарищеские
встречи.

Групповой, повторный,
игровой, соревновательный
методы.

Игры с
заданиями,
результаты
участия в
соревнованиях.
Словесный метод, метод показа. Тесты и
Групповой, поточный,
контрольные
фронтальный, круговой,
упражнения.
повторный, попеременный,
игровой методы.
Индивидуальный. Участие в
Обсуждение
соревнованиях и товарищеских результатов
встречах.
соревнований.

Список литературы.
–

–
–
–

–

–

–

«Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий,
В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
журналы «Физкультура в школе».
«Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г.
комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И.
Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.
примерная рабочая программа по физической культуре В. И. Лях М.
Просвещение, 2011г.
программы «Организация работы спортивных секций в школе» А. Н. Каинов
2014г.
«300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию» И.А.
Гуревич, Минск 2004 год.

Интернет ресурс: 1. http://reftrend.ru/835574.html 2. http://www.dooc.ru/index.php?id=679&Itemid=99999999&option=com_content&task=view 3.
http://www.slamdunk.ru/others/literature/basketlessons?Id=2146 4.
http://avangardsport.at.ua/blog/komandnye_dejstvija_v_napadenii/2012-05-3114#.VMpdFWua6U 5. http://леснаяшкола.рф/documents/Uroki/Basketbol.pdf

МКОУ «Верх – тисинская ООШ»
Приложение №_______
к программе дополнительного
образования «Баскетбол»

Календарно-тематическое
планирование

Учитель: Куимов А.В

Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Тема занятий

К-во
часов

1

Т. б. на занятиях по баскетболу
1 Стойка игрока, перемещение шагом.
2 Ловля мяча.

1

2

Терминология, правила игры
1 Передачи двумя руками от груди
2 Ведение мяча на месте и шагом.

1

3 1 Перемещения в стойке, шагом и бегом
2 Передачи двумя руками от груди (в круге, квадрате)
3 Ведение мяча шагом и бегом

1

4 1 Перемещения в стойке, шагом и бегом с изменением
направления
2 Ловля и передача одной от плеча
3 Ведение мяча шагом и бегом с изменением высоты
отскока

1

5 1 Броски мяча в движении с двух шагов (выполненных
шагом)
2 Основы знаний техники приема и передачи от груди,
плеча

1

6 1 Перемещения в ходьбе и беге с заданиями
2 Ловля и передача двумя от головы
3 Ведение мяча с изменением направления

1

7 1 Броски мяча в движении с двух шагов (бегом)
2 Броски с дистанции двумя от груди
3 Основы знаний техники владения мячом
4 Игра по упрощенным правилам (мини-баскетбол)

1

8 1 Остановка в два шага
2 Ловля и передача в движении
3 Ведение с изменением скорости
4 Броски мяча в движении с двух шагов (слитно)

1

9 1 Остановка в два шага (по сигналу)
2 Ловля и передача
3 Ведение с изменением скорости, направления, высоты
4 Броски мяча в движении с двух шагов (слитно)

1

10 1 Броски мяча в движении одной от плеча, головы
2 Игры, игровые задания 2/1, 3/1
3 Учебно-двухсторонняя игра

1

11 1 Остановка прыжком
2 Ловля и передача в движении со сменой мест

1

Дата
плана

факт

3 Ведение с сопротивлением (пассивным)
4 Броски мяча в движении с двух шагов с передачей и
ловлей
12 1 Повороты без мяча
2 Ловля и передача в движении со сменой мест (в два
шага)
3 Ведение с сопротивлением
4 Броски мяча в движении с двух шагов (отдай и выйди)

1

13 1 Повороты с мячом
2 Ловля и передача в движении со сменой мест (в два
шага)
3 Ведение с сопротивлением
4 Броски мяча в движении с двух шагов (отдай и выйди)

1

14 1 Вырывание, выбивание мяча
2 Броски с дистанции двумя от груди
3 Игры, игровые задания 3/2, 3/3
4 Учебно-двухсторонняя игра

1

15 1 Повороты с мячом с передачей
2 Ловля и передача в движении с сопротивлением
3 Ведение финты
4 Броски мяча в движении с сопротивлением

1

16 1 Перехват мяча
2 Броски с дистанции одной от плеча, двумя от головы
3 Учебная игра, тактика свободного нападения

1

17 1 Перехват мяча (с броском в два шага
2 Броски с дистанции в прыжке
3 Учебная игра, тактика позиционное нападение

1

18 1Комбинации упр. техники передвижений
2Комбинации упр. ловли, передачи, ведения, броска с
двух шагов

1

19 1 Броски с дистанции в прыжке с сопротивлением
2 Учебная игра, тактика: нападение быстрым прорывом
(1/0, 2/1)

1

20 1 Игры, эстафеты с ведением, передачей, ловлей,
бросками мяча

1

21 1 Штрафной бросок двумя от груди
2 Учебно-двухсторонняя игра, тактика: личная защита

1

22 1 Штрафной бросок одной от плеча
2 Учебная игра, тактика: игровые взаимодействия

1

23 1 Игры, эстафеты
2 Штрафной бросок двумя от головы
3 Тактика: нападение быстрым прорывом 1/0, 2/1, 3/2

1

24 1 Борьба за мяч отскочившего от щита.
2 учебно-двухсторонняя игра организаторские умения

1

25 1 Игры, эстафеты
2 Добивание мяча в корзину

1

26 1 Круговая тренировка
2 Тактика: взаимодействие двух игроков «отдай и выйди»

1

27 1Комбинации упр. технических приемов
2Организаторские умения, проведение п/и, учебная игра

1

28 1 Комбинации упр. технических приемов
2 Взаимодействие через заслон

1

29 1 Комбинации упр. технических приемов
2Умения, помощь в судействе, учебная игра

1

30 1 Комбинации упр. в играх эстафетах
2 Взаимодействие трех игроков, тройка и малая
восьмерка

1

31 1 Совершенствование технических приемов (ведения,
передачи, ловли, броска мяча)
2 Учебно-двухсторонняя игра

1

32 1 Комбинации упр. в играх эстафетах
2 Взаимодействие игроков учебно-двухсторонней игре

1

33 1 Комбинации упр. в играх эстафетах
2 Взаимодействие игроков через заслон в учебной игре

1

34 Организация и проведение соревнований по баскетболу

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».